Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> Мотивы лирики М.Ю. Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени»

Сочинение на тему «Мотивы лирики М.Ю. Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени»»

Анализируя творческое наследие М.Ю. Лермонтова, можно отметить общность тем и мотивов его лирики и романа «Герой нашего времени». И, пожалуй, одной из важнейших тем, объединяющих прозу и поэзию этого замечательного русского поэта, является тема поколения 30-х годов XIX века.
В своем творчестве Лермонтов создал удивительно емкий и полный лирический и эпический портрет современной ему эпохи, передовой дворянской молодежи, при этом, как указывает В.Г. Белинский, следует учесть, что «мысль изобразить… героя нашего времени не принадлежит исключительно Лермонтову». Действительно, проблемы и судьбы молодого поколения занимали ранее Н. Карамзина («Рыцарь нашего времени»), А.С. Пушкина («Евгений Онегин») и других русских писателей. Однако в прозе и поэзии Лермонтова образ поколения, «дремлющего в бездействии», выступает во всей его многогранности и многоплановости. Лермонтов обнажает трагические противоречия этого поколения и выносит ему суровый приговор.
Наиболее точно и емко поэтический портрет современной Лермонтову эпохи изображен в стихотворении «Дума», а в романе «Герой нашего времени» он получает максимальную детализацию.
Основной проблемой становится здесь проблема цели и смысла жизни:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем. под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Таким образом, Лермонтова здесь занимает трагедия бездействия сильной личности, рефлексия которой, разочарование и страх перед реальной жизнью, фатализм мешает воплощению ее лучших надежд и порывов. Эта проблема, рассматриваемая в «Думе» на «примере всего поколения персонифицируется в романе в образе Печорина — сильной, обладающей огромным духовным и творческим потенциалом, но пассивной и замкнутой личности, основную черту которой Белинский определил как противоречие «между глубокостию натуры и жалко- стию действий».
«Мы иссушили ум наукою бесплодной…»- горько замечает Лермонтов-поэт, имея в виду оторванность людей своей эпохи от живой, действенной жизни, их склонность к мучительному самоанализу, предпочтение детального анализа собственных чувств и переживания совершению решительных поступков. В романе эту черту поколения 30-х годов ярко демонстрирует «Дневник» Печорина.
По мысли Лермонтова, поколение это пронесется как бы по касательной к реальной жизни, «без шума и следа», так и не вкусив истинной прелести бытия. Это и объясняет мозаичность, фрагментарность судьбы Печорина и трагедию Вулича.
Иллюстрируя эту мысль, Лермонтов неоднократно использует в своем творчестве мотив «испытания» героев, главными из которых становятся испытания дружбой, любовью и судьбой. В «Думе» мы находим суровую оценку душевной «несостоятельности» поколения, неспособного, по мнению поэта, на сильные, глубокие чувства и переживания и связанные с ними жертвы:
И ненавидим мы и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтов-писатель развивает эту идею в романе, изображая главного героя человеком достаточно замкнутым и порой черствым, даже циничным. Вспомним, например, отношение Печорина к смерти Бэлы, его поведение в общении с Максимом Максимычем. Печорин почти открыто заявляет: «Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами…» Он не желает связывать себя обязательствами по отношению к Вере и, очевидно, по-настоящему не любит Мери; предпочитает одиночество, не верит в истинную и крепкую дружбу, скептически полагая, что «из двух друзей всегда один раб другого». Однако герой одновременно является и рабом собственного одиночества, пытается найти родственную, понимающую душу, но не находит ее в кругу своих знакомых. Даже Вернер скорее всего не в состоянии до конца понять Печорина, поскольку сам находится в тенетах собственных сомнений и заблуждений, является рабом своего слишком критического ума и рационализма. Их встречи и общение можно назвать одиночеством вдвоем. Вероятно, только Вера понимает, по крайней мере, стремится понять, Печорина, однако тот боится ее любви, как боится вообще сильных чувств и привязанностей. Не случайно поэтому одним из самых ярких и настойчивых мотивов в лермонтовской лирике звучит мотив одиночества, душевной разобщенности лирического героя, «пестрою толпою окруженного», с окружающим миром:
Гляжу на будущность с боязнью.
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной…
Любовь у Лермонтова чаще всего трагическая, несчастливая, связанная с разлукой или смертью, («Расстались мы, но твой портрет…», «Сон»), «А вечно любить невозможно», — заявляет герой лермонтовского стихотворения «И скучно и грустно», название которого как нельзя более точно характеризуют настроения мыслящего поколения поэта.
Печорин, как и лирический герой Лермонтова, постоянно бежит от «света», его условностей и лицемерной «холодной полумаски»:
Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь бог да совесть!..
Отсюда печоринская неприкаянность, бесприютность в жизни, вечные скитания. Замкнутость героя создает вокруг него своеобразный ореол тайны, потому и композиция романа построена таким образом, что мы не можем детально восстановить все события его жизни и с трудом восстанавливаем их хронологическую последовательность.
Характер главного героя романа раскрывается больше через его записи, нежели описание поступков и жизненных событий, а еще через описания природы, образ которой играет очень важную роль, как в лирике Лермонтова, так и в романе «Герой нашего времени».
Природа выступает своеобразным фоном, на котором по- настоящему раскрывается душа лермонтовского лирического героя, спадают все «защитные» маски и обнажается истинная сущность натуры — ранимость, стремление к гармонии и душевному равновесию, потребность в сострадании и участии:
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка…
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
В романе эта мысль вложена в уста офицера-рассказчика: «…Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми…» То же значение природа имеет и для Печорина. Неслучайно он неоднократно обращается к пейзажным зарисовкам в своем дневнике, многие из которых носят лирический характер. Таковы, например, описание лунной ночи в Тамани, впечатлений от кавказских гор — после приезда в Пятигорск, раннего утра — накануне дуэли с Грушницким.
Говоря об общности тематики и проблематики лермонтовских поэзии и романа, нельзя не обратить внимание на проблему отношения его героев к судьбе.
Апатия, душевный холод, упадок нравственных сил и слабость воли к жизни рождают пренебрежительное и даже порой циничное отношение поколения 30-х годов к своей судьбе, стремление «играть со смертью»:
И предков скучны нам роскошные забавы.
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы.
Глядя насмешливо назад.
В романе эта идея реализуется в двух позициях героев. С одной стороны, это пассивная позиция, чувство растворенности в собственной судьбе (Вулич); с другой — позиция действенная, попытка противостоять фатуму, бросить вызов обстоятельствам (Печорин).
Говоря о тесной связи тем и мотивов прозы и лирики Лермонтова, необходимо отметить общность используемых при этом художественных изобразительно-выразительных средств.
Прежде всего, это прием контраста и антитеза, отражающие как противостояния лермонтовского героя среде, так и внутренние противоречия его мятежной натуры, в поэзии Лермонтова постоянно сталкиваются такие полярные понятия как добро-зло, любовь-ненависть, жизнь-смерть и т.п. Не случайно поэт называет свое слово «рожденным из пламя и света», в романе эту особенность лермонтовского мироощущения наиболее ярко передают исповедальные монологи Печорина, его дневниковые записи. Так, например, Печорин размышляет об отношении к себе других людей: «Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец». Анализируя свое душевное состояние, он пишет так:
«Одна половина души моей…умерла…, тогда как другая… жила…»
Итак, лирика Лермонтова и его роман «Герой нашего времени» объединены общими тематикой и проблематикой. Лермонтов размышляет о своем времени, поколении как в поэтической — емкой и концентрированной — форме, так и подробно рассматривает эти проблемы сквозь призму характерных черт и судеб героев романа. Это позволяет ему изобразить в своем творчестве социально-психологический портрет эпохи 30-х годов XIX века наиболее рельефно и полно.