Мотив — это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений.
Каждый человек имеет свое собственное мнение, свой характер. Восточные мудрецы говорили: «Каждому человеку соответствует своя стихия, в зависимости от того, когда родился этот человек». Например, стихией Тютчева была вода, недаром в его стихотворениях мы часто видим упоминание об этой стихии. Также и Афанасий Афанасьевич Фет был огнепоклонником, то есть его стихией был огонь, и Фет любил огонь. В своих стихотворениях он упоминает огонь в любых состояниях: костер, камин, лампа, свеча, звезды, луна и, конечно же, солнце. Поэтому мотив огня в поэзии Фета является главным мотивом, встречающимся почти во всех стихотворениях.
В стихотворении Фета «Какая холодная осень!» присутствует упоминание о пожаре и сиянии ночи, то есть о луне.
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.
Сиянье северной ночи
Я помню всегда близ тебя
И светят фосфорные очи,
Да только не греют меня.
Это стихотворение посвящено Марии Лазич. «Холодная осень» — это означает, что Фету без нее холодно, неуютно, поэтому надо надеть шаль и капот. «Дремлющие сосны» — метафора, в народе считается, что деревья зимой спят, так как деревья в это время не цветут, и Фет в своем стихотворении говорит, что осенью, соответственно, засыпают, пока что дремлют.
Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя —
когда холодно и темно, всегда тянет на свет, но «фосфорные очи» (свет) «не греют» Фета.
Так, этим стихотворением был навеян рассказ Бунина «Холодная осень», в котором герои объясняются посредством фетовских строк. Пожаром в этом стихотворении является восход луны. Луна в произведении значит, что героям не суждено быть вместе. Этим стихотворением Фет начал разрывать свои отношения с М. Лазич.
Стихотворение «Фантазия» насыщено огнем: тут и месяц, и свечи, и звезды, и жар-птица вся в огне, и луна. В этом стихотворении повторяются первая и последняя строфы.
Мы одни; из сада в стекла окон
Светит месяц… тусклы наши свечи;
Твой душистый, твой послушный локон,
Развиваясь, падает на плечи.
Стихотворение написано пиррихированным ямбом и с прямой рифмой.
Стихотворение «Старые письма» тоже посвящено Марии Лазич.
…Горя огнем стыда, опять встречают взоры
Одну доверчивость, надежду и любовь,
И задушевных слов поблекшие узоры
От сердца моего к ланитам гонят кровь.
Фету стыдно за то, что он бросил Марию Лазич, и, перечитывая старые письма, которые она писала когда-то, он говорит, что он сам «осудил себя на вечную разлуку и с холодом в груди пустился в дальний путь». Это стихотворение написано ямбом, с прямой рифмой.
В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» также присутствует мотив огня — луна, лучи. Это стихотворение было написано каталектическим 7-стопным ямбом.
«Луной был полон сад» — сад — это метафора души. Луна показывает, что Фету и Кузьминской (свояченице Льва Толстого, которой посвящено это стихотворение), не суждено быть вместе.
Лежали лучи у наших ног в гостиной без огней.
Источника света, кроме лучей луны, не было, поэтому эти лучи очень ярко выделяются на темном фоне, что помогает нам удостовериться в предыдущем утверждении.
«Лежали лучи» — это стихотворение. Мотив огня можно встретить во многих стихотворениях Фета, например: «У камина», «Среди звезд», «Как ярко полная луна…», «Свеча нагорела».
Фет обогатил русскую поэзию небывалым до него умением психологически точно и взволнованно передавать зыбкие ощущения и чувства, которым не было ни имен, ни названий, но которые реально жили в человеке и окрашивали его эмоциональный мир. Через мотив огня Фет выражает свою душу, свое настроение. Огонь является и символом мирозданья, поэтому в начале творчества Фета огонь больше спокойный, просто освещает путь, но уже после смерти Марии Лазич, которая сгорела, огонь начинает то затихать, то снова бушевать, сама интонация речи стихотворений Фета начинает преобладать трагическими нотами. По-моему, мотив огня является самым главным мотивом в поэзии Афанасия Афанасьевича Фета.