Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> Мцыри и Демон

Сочинение на тему «Мцыри и Демон»

В творчестве Лермонтова можно проследить два типа протестующих героев. Те, которые в борьбе со злом придерживаются общенародной этической нормы (к таким принадлежит Мцыри), и индивидуалисты мятежного склада, нарушители общенародной морали (к ним относится Демон).

В поэму «Демон» автором вложена мысль о том, что одинокий бунтующий герой, противопоставляющий себя всему миру, неизбежно испытывает трагические последствия этого противостояния. Когда-то Демон жил на Земле. Тогда жизнь его была похожа на жизнь многих людей. Так же «он верил и любил», «не знал ни злобы, ни сомненья». Но так длилось недолго. Демон отвергает действительность, отвергает такую жизнь, когда нужно

Жить для себя, скучать собой
И этой вечною борьбой
Без торжества, без примиренья!
Всегда жалеть и не желать,
Все знать, все чувствовать, все видеть,
Стараться все возненавидеть…

Но и сам он был отвергнут жизнью. Попав в мир иной, Демон здесь хочет найти друзей, но «слов и лиц и взоров злобных» людей, бывших, как и он, изгнанниками, он теперь не узнавал. И в Демоне возникает презрение ко всем людям, ко всему роду человеческому. Не зная, чем заняться в одиночестве, он «без цели и следа» летал «бог весть откуда и куда».

Демон, наконец, находит себе дело: он творит зло, обрекая людей на гибель, чтобы «спастись от думы неизбежной и незабвенное за&бцгь». Но «и зло наскучило ему». В недовольстве своим состоянием заключается самое сильное страдание Демона. Он хочет изменить свое положение. Увидев Тамару, он полюбил ее. В любви он пытается найти утраченнук» гармонию, потерянную связь с миром. Он хочет передать Тамаре свои взгляды, пытается научить ее презрению к людям. И это стремление Демона к разрушению, проявляющееся в нем несмотря на то, что «зло наскучило ему», превратило его в погубителя жениха Тамары и ее самой. Отсюда и те необратимые болезненные процессы в душе Демона, которые доказывают, что он — герой страдающий. Об этом же говорит мучительное переживание им одиночества, сознание непричастности, бесплодности существования, жгучая печаль. Но Демон еще и пострадавший. Он пострадал не только потому, что был отвергнут Землей, не только тогда, когда потерял Тамару, но и из-за своего индивидуализма, жестокости. Однако образ Демона прекрасен и впечатляющ, его поэтичность в том, что он и страдающий, и пострадавший.

Несколько иначе дан образ Мцыри. Белинский называл Мцыри «любимым идеалом» Лермонтова. В личности Мцыри очень живо и убедительно сочетаются черты силы и слабости. Он способен яростно биться, как барс, но легко утомляется и отчаивается до исступления. В трагических скитаниях Мцыри борется не только с внешними препятствиями, но еще больше — с этой немощью. Все это делает Мцыри героем страдающим. Мцыри — высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир свободы, борьбы и любви. Он сам признается:

Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.

Лермонтов пишет, что Мцыри — «душой дитя», и это не только по поводу его юного возраста, но и намек на детскую чистоту души. Мцыри не знал тех разочарований, которые постигли Демона. Его одиночество— невольное, вынужденное. Мцыри мучается от одиночества, хочет избавиться от него. Он бежит из монастыря, где жизнь была похожа на тюрьму. Совсем немного пробыл Мцыри на воле, но сколько увидел он, сколько желаний возникло у него! В поэме почти исключен мотив любви. Он лишь в краткой встрече героя с грузинкой. Мцыри, побеждая порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы.

Оказавшись вновь в монастыре, Мцыри понимает, что больше ему никогда не выйти на свободу, что путь на родину для него закрыт навсегда. Он погибает. Его гибель в поэме символизирует неодолимость всех встречающихся одному человеку препятствий, безысходность единичного протеста. Между Демоном и Мцыри есть сходство, но есть и различия. Мцыри богаче Демона определенностью своего идеала, силой своей веры, направленностью своих исканий. Путь Мцыри — путь на родину, к народу. Путь Демона — от народа. Мцыри не испытывает, в отличие от Демона, презрения ко всем людям. Он полон тайной любви к людям, сохранил «веру гордую в людей и жизнь иную». Мцыри далек от равнодушия по отношению к природе, которое проявляет Демон, — он сам ее частица, соучастник и союзник:

Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом…
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.

Мцыри чужд и таких демоновских качеств, как эгоистичный индивидуализм, отрицание всего и жажда мести. Одиночество Мцыри — вынужденное и ничего общего с индивидуализмом не имеет, а мстить ему некому, так как он понимает, что никто из окружающих в его трагедии не виноват. Даже гордость, свойственная каждому из них, имеет индивидуальные особенности. У Демона гордость граничит с надменностью и презрением, у Мцыри она — средство самозащиты. Несмотря на все различия, Мцыри и Демон представляют единую личность «лермонтовского человека».

Эти два образа выражают смутные и высокие идеалы, романтическую ненависть к несправедливому прозаическому порядку жизни, страдания и тоску, страстные мечты и мятежные порывы. Лермонтов этими образами показал, что, какие бы ни совершал подвиги одинокий борец, он не может изменить действительность, лишь пострадает от нее.

Пояснения к сочинению

Сравнительная характеристика героев включает в себя одну из ключевых проблем русской классической и современной литературы — проблему нравственного выбора. В произведениях В. В. Быкова человек, как правило, оказывается поставленным перед необходимостью выбора в минуту главного испытания, перед лицом тягчайших обстоятельств. Герои повести «Сотников» вначале предстают перед нами как товарищи по партизанскому отряду, как единомышленники. Рыбак даже привлекает больше, чем Сотников: физической силой, жизненной энергией, веселостью, кажется более воинственным и надежным бойцом. Сотников же отличается замкнутостью, категоричностью, физической слабостью, сухостью, раздражительностью.

Вместе они выходят на выполнение задания, вместе оказываются в критической, исключительной обстановке. Попав в плен, они очутились перед лицом неизбежной смерти. Возникла проблема нравственного выбора между жизнью и смертью. Опытный, здоровый и удачливый Рыбак в создавшейся ситуации не выдержал: животный страх смерти подавил все человеческое в нем. Сотников же, неказистый на вид, худой, узкогрудый, к тому же ослабленный болезнью, смог противостоять смерти, стать героем. В размышлениях о жизни и смерти он поднимается на огромную нравственную высоту: «Как и каждая смерть в борьбе, она должна что-то утверждать, что-то отрицать и по возможности завершить то, что не успела осуществить жизнь. Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу». У Рыбака же была просто жажда жить, ничем значительным не «обремененная»: «Появилась возможность жить — это главное. Все остальное — потом».

Автор рисует процесс постепенного героического взлета души Сотникова и постепенного морального падения Рыбака, после которого он уже не существует как человек. Сотников же, сохранивший честь и совесть, привычно считающий себя ответственным за все, в самых нечеловеческих условиях до конца остается Человеком. Верность высоким нравственным понятиям — вот внутренний стержень Сотникова, который дал ему силы я пройти достойно через все муки, выстоять и, погибнув, совершить свое восхождение в бессмертие. Сотников — натура цельная, в нем стремления и действия совпадают. В Рыбаке же постоянно присутствуют два «я».

Причина падения Рыбака — несформированность, шаткость его нравственных устоев. Беспринципность, соглашательство привели к деградации личности — его руками фашисты осуществили казнь Сотникова. Преступив человеческое, вымолив себе жизнь ценой предательства, Рыбак обречен на вечный страх расплаты за преступление против чести и совести. Автор ведет повествование таким образом, что мы видим происходящее то глазами Сотникова, то глазами Рыбака. Сам Быков нигде прямо не высказывает своего отношения к персонажам, но в финале повести мы чувствуем его презрение к Рыбаку, а порой и жалость.