Идеалы романтизма, которые были необычайно популярны в Европе начала ХІХ века, нашли живой отклик в душе русского поэта М.Ю.Лермонтова. Он перенес их и в свое творчество, создав настоящие литературные шедевры, среди которых особое место занимают романтические поэмы. Сам поэт имел мятежную душу и всю свою недолгую, но яркую жизнь стремился к независимости, остро ощущая несправедливость окружающего его общества. Именно поэтому в своем произведении «Мцыри» он сумел с большой достоверностью и глубиной изобразить трагедию свободолюбивой личности, которая стремится вырваться из неволи даже ценой собственной жизни.
В основе сюжета поэмы «Мцыри» лежит трагическая судьба юноши-горца, который еще маленьким мальчиком был пленен русским генералом. Не перенеся «трудов далекого пути», ребенок заболел и остался в монастыре. Казалось бы, уединенное место и благожелательность монахов должны были успокоить мальчика и приучить его к новой жизни. Но он воспринимал монастырь как свою тюрьму и постоянно смотрел на восток, туда, где остался его родной аул. Тоска по родине не отпускала Мцыри, и он мечтал хоть ненадолго вернуться к близким, вольным, как орлы, людям.
Самое большое желание Мцыри — «узнать, для воли иль тюрьмы» он пришел в этот мир. Как и положено персонажу романтической поэмы, он протестует против неволи и бежит из монастыря. Вскоре оказывается, что ему суждено насладиться свободой только в течение трех дней. Но Мцыри не жалеет об этом, потому что для него жизнь «без этих трех блаженных дней» была бы лишена смысла.
Романтики считали, что полнота жизни измеряется не количеством прожитых дней, а их качеством. Мцыри всего за три дня тоже испытал многое. Он смог почувствовать себя храбрым воином, победил в схватке с барсом, пережил влюбленность в “деву гор”. Но главное — юноша понял, что если бы не плен, он был бы «не из последних молодцов». Мцыри оказался мужественной, исключительной личностью, как этого и требуют особенности романтической поэмы.
Еще одна характерная особенность таких произведений — это исключительные обстоятельства, в которых действует герой. Лермонтов изображает экзотическую природу Кавказа, которую он сам очень любил. Мцыри видит «горные хребты, причудливые, как мечты», «груды тёмных скал». Он готов обняться с бурей, ловить руками молнии, не боится, когда «миллионом черных глаз» на него смотрит темнота ночи. Гармония природы, её величие противопоставлены сумрачным стенам монастырских келий, в которых царит атмосфера покорности и смирения.
Путь героя на родину оказывается трагическим, и это тоже вписывается в особенности романтического произведения, потому что романтики верили в рок, судьбу. Мцыри суждено вернуться в монастырь, и он не может изменить роковое стечение обстоятельств. Но зато герой может сделать для себя главный выбор: жить в неволе или умереть. Мцыри выбирает смерть.
Таким образом, основная идея лучшей романтической поэмы Лермонтова заключается в прославлении свободолюбивой личности, в полном отрицании смирения и рабства. Конечно, Лермонтов понимал, что абсолютная свобода для человека — это всего лишь идеал. Но, изображая трагическую судьбу Мцыри, поэт заставлял читателей поверить в то, что к этому идеалу нужно стремиться.