Исключительность личности Мцыри подчеркивают необычные обстоятельства его жизни. Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой «пройти в родимую страну». Вся поэма представляет собой монолог Мцыри, его исповедь чернецу. Не автор описывает чувства и переживания Мцыри, а сам герой рассказывает об этом. События, которые происходят с ним, показываются через субъективное его восприятие. Композиция монолога тоже подчинена задаче постепенного раскрытия его внутреннего мира. Сначала герой говорит о своих затаенных думах и мечтах, скрытых от посторонних. «Душой дитя, судьбой монах», он был одержим «пламенной страстью» к свободе, жаждой жизни. И герой, как исключительная, бунтующая личность, бросает вызов судьбе.
Убежав из монастыря, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него монастырскими стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Мцыри ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти «пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом», «горные хребты, причудливые, как мечты». Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком.
Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя, но и помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах.
Описывая природу, Мцыри прежде всего обращает внимание на ее величие и грандиозность. В его речи часто используются красочные эпитеты: «сердитый вал», «горящая бездна», «сонные цветы». Эмоциональность образов природы усиливают и необычные сравнения, встречающиеся в рассказе Мцыри. Например, деревья напоминают ему «братьев в пляске круговой». Этот образ явно навеян воспоминаниями о детстве в родном ауле. Даже змея скользит, «играя и нежася». Кульминацией трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом, в которой с особой силой раскрылись его бесстрашие, жажда борьбы, презрение к смерти, гуманное отношение к поверженному врагу. Победа слабого юноши над могучим зверем символизирует мощь человека, его духа, способность одолеть все препятствия, встречающиеся на его пути. Опасности, с которыми сталкивается Мцыри, являются символами зла, которое сопровождает человека всю жизнь. Но в поэме они предельно сконцентрированы, так как подлинная жизнь Мцыри сжата до трех дней. И в свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность своего положения, герой не променял ее на «рай и вечность». Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы. Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе. Мцыри не страшится смерти, он опечален лишь тем, что его похоронят не в родной земле. Он не жалеет о кратковременности своего пребывания на земле, он осуществил попытку вырваться из пут, его дух не сломлен, в умирающем теле живет свободная воля.
Мне кажется, Лермонтов этой поэмой дал понять нам, что стремления людей выполнимы, надо только страстно желать.