Вы находитесь: Главная страница> Ломоносов Михаил> "На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года" — образец торжественной оды в России XVIII в

Сочинение на тему ««На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» — образец торжественной оды в России XVIII в»

Ода (от греч. — песнь) — поэтический жанр, сложившийся в эпоху классицизма. Исторически связан с торжественной хоровой лирикой Древней Греции, соединявшей религиозные гимны с песнопениями в честь отдельных лиц.

В оде, по словам Тредиаковского, «описывается… материя благородная, важная, редко — нежная и приятная в речах весьма пиитических и великолепных». В конце XVIII в. появились оды нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания и оды-элегии. Главное место среди всех видов занимают торжественные оды. Особая судьба у торжественной оды в России. Ее поэтика связана с отечественной традицией панегириков (похвальных речей), а также с традициями античной и западноевропейской оды.

Торжественная ода стала первенствующим жанром в России XVIII в., что связано с личностью Петра I и его реформами. «Несравненных дел Петра Великого человеческой силе превысить невозможно», — писал в одной из од М. В. Ломоносов. Торжественная ода в России XVIII в. — это не только литературный текст, не только слово, но действо, особый обряд. Она подобна фейерверку или иллюминации, которыми сопровождались в Петербурге торжественные события в жизни государства. Оды заказывались правительством, и их чтение составляло часть праздничного церемониала.

Ода, как мы уже говорили, была любимым жанром Ломоносова. Её торжественный язык, полный ораторских восклицаний; патриотический пафос; пышные, нередко развернутые в целую строфу метафоры и сравнения; обильно рассыпанные славянизмы, библейские и античные образы; её, как выражался сам Ломоносов, «высокость и великолепие» послужили образцом почти для всех русских поэтов XVIII века. М. В. Ломоносов писал оды, посвященные Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II. Однако содержание и значение похвальных од Ломоносова неизмеримо шире и важнее их официально-придворной роли.

Похвальная ода представлялась Ломоносову наиболее удобной формой беседы с царями. В каждой из них поэт развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства. Большая часть од была адресована Елизавете Петровне. Это объясняется не только тем, что с ее царствованием совпали двадцать лет жизни самого поэта, но и тем, что она была дочерью Петра I, которой, по мнению Ломоносова, прежде всего надлежало продолжать дела отца. Поэт выступает творцом, создающим своим словом особый мир, где нет места обыденным предметам и словам. Сознание такой своей миссии дает ему право вмешиваться в государственные дела, говорить «языком богов» о насущных политических и культурных проблемах, формулировать собственные взгляды и давать советы правителям.

Так, в 1747 г., когда русское правительство собиралось вступить в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии, воевавших тогда против Франции и германских государств, Ломоносов пишет свою знаменитую оду «На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ломоносов не был пацифистом, он гордился славой русского оружия и мощью Российского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но, восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, которые несет война простым людям. Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое он назвал словом «тишина». Ода начинается вступлением, содержащим хвалу этой тишине, т. е. мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа.

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами:

Когда на трон она вступила,

Как высший подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец.

Что касается мирного процветания государства, то и здесь у Ломоносова была четко продуманная программа. Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России: ее полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Но все это, по словам поэта, требует «искусством утвержденных рук».

Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. Общественная программа Ломоносова могла воплотиться в жизнь только при одном условии: ее должен был принять и одобрить монарх.

Для того чтобы сделать свои доводы максимально убедительными, поэт вводит образ Петра I. Ломоносов славит Петра за его военные успехи, за создание морского флота, за возведение Петербурга, но особенно за его покровительство наукам. Петр становится живым и убедительным примером для каждого из его наследников. Кратко упомянув о царствовании Екатерины I, Ломоносов вновь обращается к Елизавете, в ком ему хотелось бы видеть достойную дочь великого отца, такую же покровительницу науки и искусства.

Придя в научную и общественную жизнь во время, когда наряду с развитием науки наблюдалось страшное засилье в России иностранцев, особенно немцев, Ломоносов, будучи неутомимым патриотом, положил всю жизнь на развитие отечественных, российских науки, просвещения, словесности; он с огромным энтузиазмом воспринимал любые изменения ситуации.

Сторонник просвещенного абсолютизма, Ломоносов страстно мечтал о мирном процветании страны под руководством мудрых монархов, заботящихся о развитии экономики и культуры страны, пекущихся о «блаженстве» подданных.

Обладая практическим складом ума, идеал этот Ломоносов неустанно пропагандировал в своём творчестве. Применяя в стихах метод изображения идеала в качестве реально существующей практики, он искренне верил в их общественно-воспитательное значение.

Монархи в его изображении наделялись кроме величия и мудростью, и щедростью, и радением о государстве.

Приуроченные к определенной дате, оды эти были обыкновенно вдохновляемы событиями, связанными с ними неявно. Так «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества Елисаветы Петровны 1747 года» написана после того, как летом 1747 года был оглашен регламент Академии наук, предусматривающий преимущественные права русских людей при занятии академических должностей, а так же увеличение академического бюджета. Дело не только в самом этом факте, хотя он не мог не радовать Ломоносова, — дело в том, что это дало поэту возможность воспеть самую задушевную его идею — идею высокой национально-государственной и нравственной пользы наук.

Он связывал наибольшие успехи науки с мирной, а не военной политикой правительства, и в «Оде на день восшествия Елисаветы Петровны» неоднократно подчёркивает, что образ императрицы изначально был велик тем, что она «войне поставила конец», вернув в Россию «возлюбленную тишину», настаивает на том, что несомненна мудрость и неколебимость подобной политики:

Молчите, пламенные звуки!

И колебать престаньте свет;

Здесь в мире расширять науки

Изволила Елисавет.