Я не научился любить свою родину с
закрытыми глазами, с преклоненной головой,
с запертыми устами…П. Я. Чаадаев
Михаила Юрьевича Лермонтова по праву ставят в ряд величайших поэтов, составляющих гордость национальной русской культуры. Его творчество стало достоянием культуры мировой.
В целом ряде произведений Лермонтов размышляет над прошлым и настоящим Отечества, над особенностями народного характера. «Люблю Отчизну я, но странною любовью», — признается поэт в стихотворении «Родина». В чем же странность, особенность этой любви?
Его любовь не слепое преклонение, а попытка понять и критически оценить русскую действительность. Его любовь — горячее, страстное чувство, потому иногда она граничит с ненавистью. (Ведь, как говорят, от ненависти до любви один шаг, и наоборот). Лучше всего понимал такое чувство Некрасов: «Кто живет без печали и гнева, тот не любит Отчизны своей».
Конечно, чувство Родины, горячая и глубокая любовь к ней пронизывают всю лермонтовскую лирику, как и поэзию его предшественников. Но у Лермонтова патриотическое чувство достигает высокой ясности, осознанности. Это ярко проявляется в стихотворении «Родина». Поэт не просто утверждает, что любит, а как бы анализирует свое отношение к России. В первых строках автор подчеркивает не только странность своей любви, а ее исключительность. Ведь как иначе можно расценить строчку: «С отрадой, многим незнакомой». Это чувство не придуманное, не заимствованное ни у кого.
Что же все-таки так притягивает поэта в Отчизне? Прежде всего русская, с детства знакомая и близкая природа. Пейзаж в «Родине» — это поначалу картины монументальные, величественные. Это большой мир России — ее степи, леса, реки. Взор поэта охватывает огромные географические пространства. Душе Лермонтова близок этот размах: «…лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям…». От монументальности, от величавой неподвижности через мотивы дороги поэт приходит к России, полной движения, жизни. От огромного пространства он переходит к изображению «малой родины», показанной конкретно, с нежностью, теплотой через поразительные детали: «дрожащие огни печальных деревень», «дымок спаленной жнивы». Читатель видит «с резными ставнями окно», «полное гумно», «чету белеющих берез» и постепенно входит в мир народной, крестьянской жизни.
Лермонтовская Россия населена бодрым, мужественным и храбрым народом, в котором поэт готов видеть вершителей истории. В «Родине» поэт полемизирует с воззрениями тех, кто стремится к завоеваниям, к «славе, купленной кровью». Эта строчка перекликается со стихотворениями «Валерик» и «Завещание», где поэт изображает горькие подробности войны и ее прозаическую изнанку. Россия, которой поэт отдает свою любовь, — это Россия крестьянская, солдатская, народная.
Но это не только обобщенный образ. Пристальный взгляд поэта видит конкретных людей, принадлежащих народным массам, он присматривается к ним внимательно и сочувственно.
На берегу, под тенью дуба,
Пройдя завалов первый ряд,
Стоял кружок. Один солдат
Был на коленях; мрачно, грубо
Казалось выраженье лиц,
Но слезы капали с ресниц,
Покрытых пылью… на шинели,
Спиною к дереву, лежал
Их капитан. Он умирал…
Во всех своих стихах он мрачен и капризен, но чуть лишь коснется народа, тут он светел и ясен», — писал Федор Михайлович Достоевский. И мы видим, что, действительно, более всего в Отечестве ему близки природа и народ. В народе романтики всех времен видели великую, самобытную, созидающую силу. И Лермонтов показывает народ именно с этой точки зрения. Но для понимания народного характера в его первозданном, неискаженном виде поэт обращается к прошлому. В стихотворении «Бородино» воплощено представление о сильных и отважных героях. Герои Отечественной войны 1812 года проявили самоотверженность и мужество, могучую духовную силу русского человека. «Могучее, лихое племя, богатыри», готовые «постоять головою за Родину свою», — вот портрет этих людей. В «Бородине» поэт доверяет солдату-повествователю суд над современным поколением и верит в справедливость этого суда:
— Да, были люди в наше время,
Не то что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Впервые в поэзии с такой художественной силой и убедительностью был показан образ простого солдата, зазвучала народная речь, выразилось народное мировоззрение.
В «Завещании» образ героя стихотворения, заурядного армейского офицера, по существу сливается с лирическим образом автора. И это тоже странная, но истинно лермонтовская любовь к Родине.
Итак, в произведениях, посвященных теме народа и Родины, мы видим и богатырские характеры, и величественные картины русской природы, и горькие раздумья «о стране рабов, стране господ». Взгляд Лермонтова на свою Родину, его, во многом критическая, любовь к Отчизне оказались близки следующим поколениям русских литераторов, повлияли на творчество таких поэтов, как Н. Некрасов, А. Блок. Очень точно сказал Н. Добролюбов: «Лермонтов понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно».