А. С. Пушкин показал в романе духовные поиски лучших представителей русского дворянства, отразил жизнь этой социальной группы во всем ее многообразии и сложности. В. Г. Белинский заслуженно назвал это произведение энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.
Народность романа не только в выражении народного духа, традиций, мироощущения, национального самосознания, воплощенных преимущественно в образе Татьяны Лариной, авторских отступлениях, но и непосредственно в образах представителей народа, в зарисовках с натуры. Автор создал широкую и объемную панораму жизни русского общества, и народная стихия отражена в романе достаточно полно.
В первой главе автор изображает утро трудового Петербурга, противопоставляя его праздному, противоестественному образу жизни столичного дворянства. Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден. Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит…
Работающее население Петербурга встает чуть свет, зарабатывая себе на жизнь, обеспечивая нормальную жизнедеятельность города и паразитическое существование столичной аристократии. Обилие глаголов подчеркивает бодрый трудовой ритм, здоровое рабочее настроение просыпающегося большого города, эпитет «неугомонный» усиливает впечатление настроенности на работу, целеустремленности, созидательно- сти. у
Достаточно полно описан образ няни Татьяны. Это воплощение доброты, преданности, заботливости. Трогательно милая суетливость старушки, ее искренняя привязанность к своей воспитаннице, неуемное желание угодить любимице. Поэтичностью, мечтательностью, увлеченностью, таинственными народными преданиями, поверьями, песнями, страшными загадочными рассказами, чарующими песнями крепостных девушек Татьяна обязана няне. Мироощущение, верность нравственным заветам старины, любовь к природе и гармоничная связь с ней внушены, безусловно, трогательно искренними, задушевными рассказами няни. Когда у Тани грусть и смятение в душе, она по привычке обращается к своей воспитательнице, чтобы обрести покой, умиротворение, состояние гармонии с окружающим миром.
«Что, Таня, что с тобой? —
«Мне скучно,
Поговорим о старине». —
«О чем же, Таня? Я, бывало,
Хранила в памяти не мало
Старинных былей, небылиц
Про злых духов и про девиц…»
Влюбленная Татьяна просит рассказать, как влюблялись в старину, как находили своего суженого, как искали свой путь к счастью. Нянин рассказ не внушил оптимизма девушке в реальности воплощения ее мечтаний, да, впрочем, Татьяна и не могла рассчитывать на другой ответ. Народная мораль, предписывающая смирение, покорность, абсолютное подчинение воли родителей, верность суженому, хоть и не любимому, но данному раз и навсегда. Няня без тени сомнения убеждает любимицу в том, что чувства девушек ровно ничего не значили в судьбе: «И, полно, Таня! В эти ле
та мы не слыхали про любовь». Таня, полностью поглощенная своей страстью, не хочет смириться с невозможностью воплощения своей мечты. Но толковая неторопливая речь няни расхолаживает ее пыл, отрезвляет, возвращает на землю:
«Да как же ты венчалась, няня?» —
«Так, видно, Бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет…
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели».
Уроки народной нравственности не прошли даром для Татьяны, усвоившей главный принцип девичьей добродетели: верность мужу, независимо от испытываемых чувств, безупречное исполнение долга до гробовой доски.
Поэтичностью, задушевностью, мечтательностью проникнута песня дворовых девушек, собирающих клубнику в барском саду. Несмотря на обязательность пения («…И хором по наказу пели… Чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели…»), девушки поют искренне, звонкими голосами, выражая истовое стремление к счастью, красоте, воплощению мечтаний:
Как заманим молодца,
Как завидим издали,
Разбежимтесь, милые,
Закидаем вишеньем.
Вишеньем, малиною,
Красною смородиной.
Лукавое, веселое, озорное содержание песни резко контрастирует со смущением и смятением Татьяны, которая небрежно слушает, потому что пение несозвучно ее душевному настроению.
Не очень детально, но выразительно нарисован портрет ключницы дома Анисьи, В ее монологе воплощено доброе, искреннее, уважительное отношение крепостной крестьянки к своему старому хозяину:
«…И старый барин здесь живал;
Со мной, бывало, в воскресенье,
Здесь под окном, надев очки,
Играть изволил в дурачки.
Дай Бог душе его спасенье,
А косточкам его покой
В могиле, в мать-земле сьтой!»
Прекрасна, в стиле народных песен, речь Анисьи, трогательна ее признательность своему барину за внимательность, человечность. К Евгению же она достаточно равнодушна и не выказывает никаких чувств привязанности, уважительности.
Стихию народности воплощает в первую очередь Татьяна. Сюжет, тематика произведения не позволили поэту создать более яркие, детально написанные образы представителей народа, но и указанные достаточно запоминаются своеобразием языка, характера, характерным народным мировосприятием, традиционной моралью.