Лирические произведения занимают видное место в творческом наследии М. Ю. Лермонтова. Именно поэзии принесли ему еще при жизни славу второго после А. С. Пушкина поэта.
Становление Лермонтова-художника отражает его лирический герой. Сначала — это непосредственно связанный с личностью самого автора искатель высоких общественных идеалов, который напряженно размышляет над судьбой человека и Вселенной. Лермонтов глубоко и всесторонне изучал мировую литературу, философию. И эту литературу и философию он сделал частью своего собственного опыта. Он по-новому открыл для русских читателей Байрона. После поражения декабристов в России на границе 20- 30-х годов остро ощущался духовный гнет, скованность общественной мысли. Поэтому байроновская «мировая скорбь», разочарование становятся чуть ли не единственной формой проявления общественного сознания, протеста. Лермонтов сразу же провозгласил свою внутреннюю родственность с поэзией Байрона:
У нас одна душа, одни и те же самые мучения;
Если бы же одинаковым и был участь!..
Перевод Т. Некура.
Ощущая себя большой, как мироздание, душа лирического героя Лермонтова знает о своем назначении. Но космический масштаб души не исключал ее индивидуальный, даже глубоко личный источник. Наверное, лишь в творчестве Лермонтова эти два начал так естественно, органически объединяются.
Антитеза земного и небесного — одна из ярких особенностей ранней лирики. Лирический герой не удовлетворяется «земным», его одинаково пугают и незавершенность земного пути человека, и низость земного существования. Но вместе с возражением «земного» в душе лирического героя живет «жажда бытия».
В лирике последних лет жизни чаще возникает тема современности, а его лирический герой теряет ощущение трагического одиночества. В «Думе» лирический герой становится частицей мира, несет ответственность за него вместе со всеми. Не случайно вместо лирического «я» возникает обобщенное — «мы»: «мы рано вянем», «мы и ненавидим, и дорогим случайно», «пройдем по миру мы без шума и следа». Ощутив себя частицей своего поколения, лирический герой получил способность более полной и глубокой оценки жизни.
Лирика этих лет отражает и еще одно существенное изменение художественного мировоззрения поэта. Ощутимым является мотив духовной свободы, но не демонической, а человеческой. Поэма «Мцыри» стала своеобразным итогом таких творческих поисков. Поэма романтическая, но в ней коренным образом пересмотрена вся романтическая ситуация. Бегство героя — хорошо известный мотив романтических произведений, следует вспомнить произведения Байрона, Пушкина. Но для лермонтовского героя бегство становится обратным путем, возвращением в мир своего детства, в естественную для него среду. Три дня на свободе символически воссоздают полноту жизни, которой так тяжело достичь человеку.
Внутреннюю трагедию бесцельности существования современного человека М. Лермонтов раскрывает в поэзии «И скучно, и грустно…», которую считал одним из лучших своих поэтических произведений.
Одно из последних произведений М. Лермонтова — поэзия «На дорогу иду я в одиночестве…». Лирический герой этой поэзии воспринимает беспредельность пространства и бесконечность времени как щедрый дар. Его захватывает красота Вселенной, и именно этим чувством он обогащает, наполняет Вселенную и оказывается равным ей.
Вывод. В лирике отразились творческие поиски поэта, факты биографии и общественные явления эпохи. Ведущий мотив одиночества, на которое обречен человек, тесно связано с мотивом свободы.
Опорные слова: свобода и одиночество, лирический герой, пробуждение самосознания, стихия свободы.