Вы находитесь: Главная страница> Маяковский Владимир> Новаторство поэзии Маяковского

Сочинение на тему «Новаторство поэзии Маяковского»

Маяковский вошел в историю русской литературы XX века как поэт-новатор. Он внес много нового и в содержание, и в форму стиха.

Если рассматривать содержание, то Маяковский освоил по — новому темы революции, гражданской войны, социалистического строительства, причем в таком аспекте, который был характерен только для него. Это выразилось в соединении лирического и сатирического взгляда на действительность.

Особенно ярко новаторство Маяковского проявилось в форме. Поэт создавал новые слова, смело вводил их в свои стихи. Неологизмы усиливали экспрессивность поэзии: «змея двухмет — роворостая», «планов громадье», «краснокожая паспортина» и т. д., поэтому их называют экспрессивно-оценочными авторскими неологизмами.

Маяковский использовал приемы ораторской и разговорной речи: «Послушайте! Если звезды зажигают, значит это кому-то * нужно?», «Читайте, завидуйте — я гражданин Советского Союза!»

Особое значение в поэзии Маяковского имеют ритм и интонация, которые легли в основу системы его стиха. Сам поэт в статье «Как делать стихи» объяснил особенности своей системы. Для него важными в стихе являются рртм, интонация, паузы. Стих Маяковского так и называется — интонационно-тонический. Поэт ставил самое важное в смысловом отношении слово в конец стррки и обязательно подбирал к нему рифму. Это слово, таким образом, выделялось дважды — интонацией, логически, и созвучием с другим важным словом, т. е. смысловым ударением. Чтобы дать возможность и читателю почувствовать собственную интонацию, Маяковский графически стал разделять строки паузами. Так и образовалась известная «лесенка».

Новаторство Маяковского связано не только с системой стиха. Особое значение имеет характер образности поэзии Маяковского. Существенной ее особенностью является резкая социальная окрашенность. Чаще всего социальная заостренность поэтического образа проявляется в отдельном тропе — метафоре, олицетворении, сравнении. Социальный характер приобретает даже пейзаж. В поэме «Владимир Ильич Ленин» сеть русских рек ассоциируется со следами розг на телах тружеников:

Сверху взгляд на Россию брось —

Рассинелась речками, словно разгулялась тысяча розг, словно плетью исполосована.

Но синей, чем вода весной, синяки Руси крепостной.

При образно-социальном восприятии пейзажа явления природы наделяются приметами общественных отношений. Очень распространенным приемом в поэтике Маяковского является гипербола. Острый взгляд на действительность и приводил Маяковского к гиперболизму. Через ряд произведений проходит образ пролетариата-громады, планов громадье и др.

Метафора Маяковского всегда предметна. Поэт обращается к явлениям, окружающим человека в повседневной жизни, широко вводит ассоциации с предметами быта: «Море блестящей, чем ручка дверная». Поэзия Маяковского стала основой для традиции акцентного или интонационно-тонического стиха, которую продолжили Н. Асеев, С. Кирсанов, А. Вознесенский, Я. Сме — ляков.