Рать поднимается —
Неисчислимая!
Сила в ней кажется —
Несокрушимая!
Н.А. Некрасов.
Ответом на вопрос, поставленный перед потомками автором великого романа «Что делать?», может лишь быть утверждение: «Дело сделано! Истории вспять не поворотишь. Поэтому незачем нам через столько лет ворошить темное прошлое». Все правильно — незачем, иначе мы погрязнем в кляузах и разбирательствах, а жить-то когда? Пример нормального человеческого оптимизма подает нам сам Николай Гаврилович Чернышевский. Роман вышел из-под пера писателя в мрачной тюрьме, но он полон веры в «социализм», светлое будущее человечества и для каждого из нас в отдельности. Пусть говорят и спорят о ненужных жертвах революции, но пророческий сон Веры Павловны, героини романа Чернышевского, сбывается: мы живем в светлых домах, хорошо одеваемся, ходим ночью по ярко освещенным улицам без опаски, мы свободны в своих чувствах. И все это пришло не само собой, а благодаря кровавой борьбе наших дедов и прадедов за свободу и счастье людей, к которой призывал Чернышевский.
Не законники и морализаторы, а «новые люди» из романа Чернышевского принесли своим потомкам свободную жизнь. Они не эксплуататоры, а разночинцы, живут своим трудом, учатся на собственные деньги. Веками их предки, а потом и они сами испытывали тяжкий гнет жандармских запретов и церковных заповедей. «Новые люди» наконец решили — довольно! Пусть мы погибнем в огне революции, но наши потомки будут свободными и прекрасными. У революции своя эстетика. Образ «особенного человека» Рахметова и по сей день вызывает восхищение у многих читателей. Он — настоящий мужчина, сильный, волевой, красивый. С таким, идя рука об руку, не страшны любые испытания, потому что он сам испытал себя в бурлацком труде, на гвоздях йогов и в борьбе с предрассудками старого мира.
Все «новые люди» у Чернышевского образованы и энергичны: Лопухов, Кирсанов — медики, Вера Павловна — частный предприниматель, Рахметов — теоретик и практик революции, то есть профессиональный революционер. Но главное — они носители либеральных ценностей, не ведают предрассудков и нравственного маразма старого мира. Много грязи вылили буржуазные критики на «нетрадиционные» семейные отношения, которые описаны в книге Чернышевского. Тогда новой морали в любви, раскрытой Чернышевским, люди просто не захотели понять, а вот уже в наше время свободной любовью никого не удивишь. Брак — последняя из темниц неволи для человека. С падением семейного угнетения человечество стало по-настоящему свободным. В наше время почти все студентки живут гражданским браком с любимым человеком, и никто их не порицает. За это боролись герои Чернышевского: вечная им слава. И опыт жизни индустриально развитых стран убедительно доказывает правоту великого русского писателя-демократа: браки людей с нетрадиционной ориентацией стали обычным явлением в цивилизованному мире. Герои Чернышевского вовсе не стоят за сексуальную разнузданность. Наоборот, знаменитый лозунг: «Умри, но не давай поцелуя без любви!» пришел к нам из романа «Что делать?». Первыми путь к истинной свободе человека показали российскому обществу именно герои Чернышевского.
«Человек всегда действует по расчету выгод» — такова теория разумного эгоизма, которую излагает Кирсанов, один из «новых людей». Нынешняя жизнь доказывает правоту его слов, сейчас без личной выгоды никто и шагу не сделает. У «новых людей», последователей либерального учения Чернышевского, все всегда по-новому. Человечество всю историю свою стремилось и будет стремиться к непрерывному обновлению. Этот процесс никому не остановить. В этом и ценность для настоящего времени произведения Чернышевского «Что делать?». Сны Веры Павловны сбылись только наполовину, но они обязательно сбудутся в будущем.