Тип крепостной няни старушки Пушкину великолепно удался в лице няни Татьяны, прототипом которому, как известно, послужила его няня Арина Родионовна, воспитавшая в доме Пушкиных два поколения. Известно, с какой любовью относился поэт к свой доброй няне, и чем он был ей обязан в смысле знакомства с русским сказочным миром. Поэтому, очерчивая в романе тип крепостной воспитательницы, Пушкин вложил в этот образ всю любовь и теплоту своих чувств. Первая черта в образе няни Татьяны — бесконечная преданность господам вообще и своей воспитаннице в частности; ее бесконечная доброта по отношению к Татьяне и Ольге. Особенно проявилось это в той сцене, когда Татьяна поверяет няне свою сердечную тайну и ищет в ней поддержки и совета. Новое чувство, охватившее Татьяну, ставит ее в тупик; Татьяна спрашивает няню, как она совладала с этим чувством, что она испытывала при этом, и к удивлению своему узнает, что крепостные девушки и не слыхали про любовь. Оказывается, что у няни, когда она была молода, никто и не осведомлялся о том, кого она любит. Дело было просто и скоро слажено: две недели ходила сваха, а потом юной невесте с песнями расплели косу и отвели в церковь. Тем дело и кончилось: молодая женщина попала в черную семью под власть суровой и деспотической свекрови. Несмотря на свою старость, няня Татьяны сохранила острый проницательный ум и чуткость души. Она моментально догадалась о том, что происходит в душе девушки, и дала правильную и выразительную характеристику душевного процесса Татьяны.
Словом «зашибло» няня метко определила всю силу чувства, охватившего Татьяну. Старуха ласково и нежно успокаивает свою питомицу, кропит ее святой водою и рано утром приходит осведомиться, как она провела ночь. В каждом слове, в каждом движении старухи так и
проглядывает бесконечная любовь к своей питомице, какая-то собачья привязанность. Весь душевный мир няни сосредоточен исключительно на барском доме, а в особенности на Ольге и Татьяне. В доме Лариных старушка провела всю свою жизнь и в их же доме испустила дух с последнею мыслью о своих воспитанницах. Няня Татьяны может быть справедливо поставлена в число лучших образов, созданных Пушкиным: она может быть сравнена по жизненности изображения с Савельичем из «Капитанской дочки» и с Захаром из «Обломова», с той только разницей, что о Савельиче и Захаре упоминается на протяжении всего произведения, тогда как няня Татьяны изображена в нескольких строчках. По художественной же отделке и законченности она нисколько им не уступает.