Особое место в творчестве В. В. Маяковского всегда занимала
сатира. Вспомним отмеченные острым сарказмом дореволюционные
«гимны» Маяковского, его язвительные «Стихи о красной шапочке
», великолепные «Окна РОСТА», созданные в годы гражданской
войны, меткие и злободневные стихи «О дряни», «Прозаседавшиеся»,
сатирические портреты из «Маяковской галереи», разоблачающие
истинных врагов молодого социалистического государства. Нельзя
не вспомнить здесь же пьесы «Клоп» и «Баня». Одним словом, сатира
проходит через все творчество поэта.
Две основные темы преобладают в этих произведениях: борьба
с мещанством в различных его формах и отвращение к бюрократизму
в разных его проявлениях.
Стихотворение «О дряни» написано в 1920-1921 годах. Маяковский
увидел тогда опасность, которую несет мещанство и, выбрав
форму гротеска, выступил в роли разоблачителя этого зла. Интересно,
что быт в стихотворении — не предмет сатирического обличения, а
форма выражения политической сущности мещанства.
Главным «героем» в стихотворении является обыватель с мещанскими
интересами, мелкими и ничтожными. Мещанин («иная мразь»)
мечтает о «тихоокеанских галифищах», а его жена — лишь о том, в чём
будет «фигурять», то есть о платье с советскими символами: «Без серпа
и молотане покажешься в свете». Весь их быт полон советской символики.
Это и портрет Маркса в красной рамке, и газета «Известия». Даже
отношения между ними стали советскими («Товарищ Надя!» — обращается
муж к жене). На основе только этих фактов, на первый
взгляд, можно сделать вывод о том, что «герой» стихотворения —
новый, советский человек. Но это не так. На нём лишь оперенье
советского человека, а на самом деле он мещанин, и многие признаки
мещанского быта налицо: пианино, самовар.
Маяковский своим чутким сердцем почувствовал опасность таких
людей, так как они скрылись за опереньем советской символики,
а на самом деле это всё те же обыватели с мещанскими интересами.
Они опасны ещё и потому, что ловко «втираются» в государственные
учреждения, порождая болезнь обюрокрачивания. Поэта ужасала
и мещанская атмосфера, которую несёт с собой обыватель,
озабоченный тем, чтобы «утихомирить бури революционных лон»,
чтобы «подёрнулась тиной советская мешанина». Обыватель, порождённый
революционной эпохой, может только испортить и опошлить
революционные представления, а значит, и коммунистические. Для
усиления этой мысли В. Маяковский в конце стихотворения рисует
почти фантастическую картину: Карл Маркс оживает и призывает
свернуть шеи «канареицам». Мещанину автор подобрал выразительный
и точный образ «оголтелой канареицы», которая серьёзно может
«побить» коммунизм. Нельзя не остановиться подробнее на анализе
тех средств художественной выразительности, которые позволяют
поэту усилить сатирическое звучание стихотворения.
Во-первых, поэт употребляет слова с уменьшительно-ласкательными
суффиксами («спаленки», «потолочек»). Во-вторых, он заменяет
нейтральные слова на эмоционально окрашенные («мурло»,
«зады», «мразь») и сталкивает эти просторечные слова с политическими,
то есть использует слова различных лексических групп. Например,
фраза «на балу в Реввоенсовете» нелепа, так как в Реввоенсовете
не может быть бала. И, наконец, употребляя выразительную
гиперболу («Намозолив от пятилетнего сиденья зады, крепкие как
умывальники…»), выводит изображение на грань абсурда. Строя
фразы по принципу стилевого контраста, Маяковский разоблачает
стремление мещан спрятать свою сущность. Всё это усиливает ироническое
звучание стихотворения, выражая публицистический характер
сатиры В. Маяковского.
Сатира Маяковского — это острый и язвительный смех, но не надо
забывать, что это и тревожный смех. В сатирических стихах поэта
чувствуется тревога, беспокойство за общество. Именно поэтому
сатира Маяковского актуальна и в наши дни. Она пропитана особым
чувством — искренностью.