Исторический опыт того же XVIII века давал сотни примеров перехода «из грязи в князи» — о том свидетельствовали биографии графов и князей, вышедших из денщиков, певчих, солдат петровской, елизаветинской и екатерининской эпох; об этом писали писатели XVIII века, писал и сам Пушкин («Моя родословная»).
Пушкин показал социальную неотвратимость вырождения господствующего сословия, утрату человечности, истинной нравственности. Здесь это осуществлено в формах народной сказки, обладавшей своей системой широких обобщений и наглядного проявления самого процесса обесчеловечивания: «вдруг» старуха стала дворянкой (волшебная сказка!) — и так же «вдруг» изменилась натура бывшей крестьянки.
В системе образов «Сказки» особое место занимает образ моря. Море — место пребывания рыбки. Государыня рыбка связана с ним могучей, но незримой связью. В немецкой сказке море реагирует на каждую новую просьбу рыбака. В первый раз (просил избу) — «Позеленело море, потемнело, не сверкает, как прежде». Во второй раз (каменный замок) — «Помутилось море, потемнело, совсем стало темным, иссиня-черным, и совсем не такое, как прежде — зеленое и светлое; но было оно еще тихое-тихое». В третий раз (захотела быть королевой) — «Приходит к морю, а море все черное стало, волнуется, и ходят по нем волны большие и мутные-мутные». И так каждый раз море все сильнее гневалось, возмущалось. А когда рыбак пришел с просьбой сделать старуху богом, он увидел: «Бушевала на море буря, и кругом все так шумело и ревело, что он еле мог на ногах держаться… Гром грохотал, сверкали молнии, ходили по морю черные волны такой вышины, как колокольня…»
Фольклористы из сопоставления двух сказок делают вывод: Пушкин сохраняет функцию моря — гневаться в ответ на требования жены рыбака, но, как всегда, делает это лаконично («Море слегка разыгралось», «Помутилося синее море», «Неспокойно синее море» и т. д.).
В. Непомнящий впервые подчеркнул, что поведение моря у Пушкина — это предвещание неминуемого торжества справедливости. «Чем выше поднимается старуха — тем грознее становится море и тем неизбежнее, неотвратимее восстановление справедливости». Что же такое море в пушкинской «Сказке»? В. Непомнящий говорит — это «таинственное что-то»,. старуха «не ведает этого, не задумывается, с чем имеет дело», а это «что-то» воплощает справедливость. Море, как таинственное «что-то», осуществляет еще и функцию равновесия: «Крах совершился только для старухи, в мире же все осталось по-прежнему, обрело первоначальное равновесие, вернулось „на круги своя»».
Подобное понимание функции моря позволяет формулировать и главный вывод: «Сказочный сюжет превращается поэтом в сюжет философский, сказка о наказании за алчность — в притчу о столкновении преходящего с вечным. И вот старуха снова сидит со своим корытом, как и раньше, а рядом шумит вечное море,- и все только что происшедшее и вправду кажется каким-то призрачным, точно мгновенно пролетевший сон…»
Пушкин заворожен столкновением преходящего с вечным; вечное, олицетворенное в море. Песет нужное миру равновесие. Старик, проявляя покорность судьбе, становится ее орудием — хождение старика к морю «говорит о том, что все идет своим чередом И всему свое время; и, подобно маятнику, монотонно и беспощадно это время отсчитывает…»
Если это так, то почему Пушкин в то же время пишет «Историю Пугачева», поэтизирует обреченный бунт Евгения, рассказывает о гибельности для человечества пути, который прокладывают в жизни для своего самоутверждения люди с профилем Наполеона?
Нет, не притчу о столкновении преходящего с вечным написал Пушкин, не является пушкинское море «таинственным чем-то», не является, потому что ничего таинственного в его поведении нет, оно сказочное…
Море в «Сказке» — это образ-символ, вобравший в себя литературный опыт романтизма и личный пушкинский поэтический опыт. Образ моря начиная с южной ссылки пройдет через все творчество поэта. И содержательность образа моря будет определена уже в южных стихотворениях поэта-романтика. Образ моря в «Сказке о рыбаке и рыбке» — символический, и потому он многозначен. Это, прежде всего объективная реальность, часть могучей природы, обыкновенное синее море, на берегу которого старик-рыбак жил тридцать три года и ловил рыбу; море-кормилец, добрая к человеку стихия. В этом море обитают рыбы и среди них особая — золотая рыбка. Золотая рыбка не таинственная, а чудесная; она из волшебной сказки, и у нее свои чудесно-волшебные связи с морем.
Связь эта выявлялась в реакции моря на просьбы-требования старухи. Золотая рыбка выполняет требования, но море не одобряет этого, мутится, проявляет беспокойство, наконец чернеет. Море ведет себя в данном случае как персонаж волшебной сказки, сочувствующий добру и ненавидящий зло, насилие, хамство.