Роман «Евгений Онегин» — непревзойденный произведение классика русской литературы Александра Пушкина. Поэт применил особую жанровую форму — роман в стихах, со временем развивается и даже открывает новые возможности для художников. В романе мы постоянно чувствуем присутствие поэта, который выражает свое отношение ко всему, что происходит в произведении, оценивает героев, их поступки, поведение. Неявная присутствие автора иногда заменяется его непосредственным общением с героями: с Онегиным он дружит, путешествует, горюет.
Такая форма повествования помогла Пушкину правдиво изобразить героя в различных условиях, раскрыть его сложный и противоречивый характер.
Итак, роман начинается без вступления — соображениями героя, который едет к больному дяде, которого он не знает и не любит:
Какое низкое двоязике —
Полуживого развлекут,
Ему подушку поправлять.
Печально подавать лекарства,
Вздыхать и думать про себя:
«Когда же черт возьмет тебя!”
Поэт находит точные, убедительные слова, чтобы объяснить, насколько губительным для Евгения оказалось типичное в то время воспитание и образование: чувствовать, страдать, радоваться он не умеет. Зато умеет делать, притворяться, хандрить и скучать, как это принято в светских салонах. Правда, образованный Онегин выделяется среди общей массы аристократов, а потому быстро разочаровывается в удовольствиях «золотой» молодежи. Но что герой может противопоставить обществу? Онегину неприемлема «упорный труд», он неспособен видеть прекрасное и понимать душу природы. Все это ведет героя к разочарованию в людях и жизни.
Когда в романе появляется Ленский, противоречивая душа Онегина проявилась с особой силой:
Они сошлись. Тьма и луч,
Песни и гироза, лед и пламень.
Такие разные по характеру, Онегин и Ленский подружились. А сошлись они потому, что у них было и нечто общее: каждый скучал в своем имении, поскольку не имел какого-то важного дела и только зря тратил все свободное время. По моему мнению, уже в общении с Ленским противоречивость образа Онегина проступает четко и определенно. Например, увидев впервые сестер Лариных, Евгений несколько бестактно удивляется выбору Ленского:
На второй я бы остановился,
Когда б я был, как ты.
Почему он так говорит? Возможно, он уже в тот момент почувствовал, что встретил человека, с которым бы мог познать счастье? Однако Онегин отталкивает от себя такую возможность (и даже тогда, когда Татьяна сама признается ему). Он не верит в любовь, не верит в счастье, вообще не верит ни во что, потому что не умеет … То, что произойдет между ним и Татьяной потом, не случайность, а обусловлено предыдущей жизнью Евгения. Ведь когда-то юноша был искренним, ему близки были настоящие чувства. Однако годы, Евгений прожил в фальшивом мире, превратили его жизнь в игру в вист:
Так убил он восемь лет,
Так казнил свой лучший цвет,
Казнил, т.е. уничтожил, убил. По моему мнению, это не случайное слово. Конечно, после таких восьми лет Евгений не способен ответить на настоящее чувство, и именно в этом и состоит его трагическое непонимание Татьяны. Более того, Евгений, мне кажется, испугался новых эмоций, и, не желая себе в этом признаться, свои поступки объясняет лишь заботой о влюбленной девушке:
Скажу без Лесток мадригальных:
Свой идеал найдя вновь,
Лишь бы с вами пошел,
В подруги дней моих печальных,
И, составив вам любовь к ногам,
Был бы счастлив … сколько мог!
Как видим, девушка, подобная Татьяны, была когда-то его идеалом. Но это было в прошлом. И Онегин предпочитает предпочитают только подчиниться своей несчастной судьбы: слишком поздно он ее встретил.
Эгоизм Онегина проявляется и тогда, когда, желая отомстить Ленскому за «провинциальный пир», Евгений начинает ухаживать за его невесты. Принимая вызов на дуэль, Онегин понимает свою вину, однако им управляет сила «общественного мнения»: сплетни, намеки, коварные замечания могут легко уничтожить жизнь человека.
Пушкин не обвиняет Онегина, а лишь поясняет причину его поступков. Неумение думать о других привело к фатальной ошибке: Ленский погиб. С другой стороны, смерть Ленского становится толчком к перерождению Онегина.
По крайней мере теперь Онегин может чувствовать, страдать, каяться.Неудивительно, что, увидев на балу свой идеал — Татьяну, герой Пушкина безумно влюбляется в нее. Однако жизнь ведет свою игру: теперь Татьяна не верит Онегину.
Возможно, выйдя замуж за генерала, она уже поняла, что в том мире, куда она попала, много фальшивого, ложного, ненастоящего. И тот Онегин, которого знала Татьяна, мог бы ухаживать, считает княгиня, совсем из других соображений. Однако это могло бы быть с бывшим Онегиным, а не с новым. Собственно, поэтому и счастья не было возможным, поскольку Онегин не умел любить. Счастье вдруг появилось, но опять — поздно.
Главное же то, что вместе с Татьяной теперь страдает и Онегин. И этой «злой для него момент» Пушкин оставляет своего героя.
Таким образом поэт в образе Онегина изобразил эгоиста, но не самовлюбленного, а страдальца. Он очень умный, чтобы быть довольным жизнью, собой, обществом, однако вряд Евгений будет что-то менять в мире для его улучшения. Можно сказать, что поиск смысла жизни его интересует только как философская проблема. Итак, эгоизм Онегина — это не столько его вина, сколько беда, и поэтому он страдает.