Всем своим творчеством А. С. Пушкин стремился пробуждать
в людях «чувства добрые». Невозможно перечислить темы его произведений,
настолько велико их разнообразие. Но о каком бы предмете
ни писал Пушкин, он подходил к нему с позиции гуманизма.
Образы природной стихии активно использовались поэтом, и они
всегда служили ему для того, чтобы ярче раскрыть собственные
переживания, мысли, помочь читателю лучше понять героев, идеи
произведения.
За вольнолюбивую лирику Александр I сослал юного Пушкина
на юг, к берегам Черного моря. Поэт в это время переживает увлечение
Байроном, создает ряд романтических поэм. Морская стихия
появляется много раз в произведениях этого периода, и одним из
наиболее ярких является стихотворение «К морю». Поэт уже знает,
что его отправляют в другое изгнание — в родовое поместье Михай-
ловское, поэтому стихотворение начинается со слов: «Прощай,
свободная стихия!» Пушкин в последний раз любуется гордой красотой
моря и вспоминает пролетевшие годы южной ссылки. Ему кажется,
что море зовет его к себе, манит к далеким берегам. Поэт тоскует,
потому что не смог осуществить мечту — отправиться в морское
путешествие. Ведь Пушкин был под надзором властей, и море стало
для него символом свободы. Поэт размышляет, куда бы он хотел
отправиться по морю, и вспоминает остров, на котором скончался
великий Наполеон. Вторая личность, связанная с морем и волнующая
воображение Пушкина, — это Байрон. Неукротимый дух Байрона
сравнивается с морской стихией. Поэт называет английского романтика
«певцом моря». После смерти Наполеона и Байрона мир кажется
автору стихотворения пустым. Только океан остается свободным,
а в обществе людей властвует тирания.
Лирическое отступление о море можно найти в первой главе «Евгения
Онегина», написанной в тот же период. Автор романа прямо
говорит читателю о желании покинуть сумрачную Россию и по морю
добраться до поэтической Италии или до знойной Африки. Стихия
выступает здесь как препятствие на пути к свободе.
Когда произошло восстание декабристов и многие друзья и знакомые
Пушкина оказались в Сибири, поэт открыто заявил о своей
духовной близости с ними, продолжал отстаивать идеи свободы, не
боясь гнева властей. Однако открытым текстом заявлять в печати
о сочувствии к бунтовщикам поэту бы не позволили. Он создает
стихотворение «Арион», в котором будто бы пересказывает древнегреческий
миф. Легендарного певца пираты сбросили в море, но
дельфин вынес его на берег. Пушкин использует образ морской стихии
в «Арионе», чтобы рассказать о жестоких политических бурях,
унесших вдаль его друзей. Самого поэта стихия выбрасывает на берег,
и он продолжает петь «гимны прежние», то есть прославлять свободу.
Огромную роль образ водной стихии играет в поэме «Медный
всадник». Поэт описал реальное наводнение, случившееся в Петербурге,
но сумел увидеть в нем глубокий символический смысл. Во
вступлении к поэме Пушкин рисует фигуру Петра I, который своей
непреклонной волей сумел обуздать Россию, как ретивого коня. Поэт
называет Петербург творением Петра, потому что город был построен
наперекор всему по воле царя. Однако природная стихия не
подчиняется даже царям. Пушкин не жалеет ярких красок при описании
наводнения. И ветер, который гонит воду из Финского залива
вспять, и Нева, затопляющая город, выступают в поэме одушевленными
существами. Автор использует прием олицетворения, когда
природа наделяется человеческими качествами. Морская стихия как
будто гневается на людей, посмевших построить город в таком опасном
месте. Александр I говорит в поэме, что с божьей стихией царям
не совладать. Знаменитый памятник Петру I, Медный всадник,
возвышается над волнами. С ним стихия ничего сделать не может.
Зато она губит «маленького человека» Евгения, который сходит
с ума, узнав о гибели невесты. Евгению кажется, что в его несчастии
виновен основатель города. Бедный человек грозит Медному
всаднику и в ужасе бежит: ему мерещится, будто памятник оживает
и гонится за ним. Образ разбушевавшейся стихии помогает Пушкину
в художественной форме передать идею: государственные интересы
сталкиваются со стихией, а страдает и гибнет всегда «маленький
человек». Именно к нему обращено сочувствие автора-гуманиста.
Стихия часто предстает в произведениях Пушкина как буран,
метель. В стихотворении «Бесы» герой застигнут в чистом поле метелью.
Ямщик сбился с дороги, и говорит, что это черти запорошили
путь и водят по кругу. Герой видит бесов, кружащихся в небе среди
метели, слышит их жалобный визг и вой. Стихия метели помогает здесь
автору передать ощущение бешеного кружения жизни. Человек словно
заблудился на жизненном пути, он остро чувствует свое одиночество
и бессильно наблюдает за движением неподвластных ему сил.
Образ метели играет важную роль и в прозаических пушкинских
произведениях — одноименной повести и повести «Капитанская
дочка». В «Метели» снежная стихия олицетворяет слепую судьбу,
мешающую героям обвенчаться. Героиня венчается с легкомысленным
незнакомцем, не разглядев его, но ее внутренняя твердость
помогает обрести счастье, несмотря на мешавшую стихию. В «Капитанской
дочке» из бурана в степи впервые появляется Пугачев.
Можно сказать, что здесь стихия символизирует народный бунт,
породивший своего предводителя.
Итак, в творчестве А. С. Пушкина ярче других представлена водная
стихия. В ранний период своего творчества поэт воспринимал море
как символ свободы. Бушующие волны становятся преградой для
счастья поэта и его героев. Море, а затем метель в зрелом творчестве
поэта символизируют исторические или жизненные препятствия,
с которыми сталкивается человек. Но поэт всегда остается
верен себе: он думает о счастье людей, стремится пробудить в их
душах «чувства добрые».