Близость к народу, к обычаям воспитала в Татьяне «русскую душу», народный, национальный строй её понятий и чувств. С детства она напиталась образами русского народного творчества, картинами русской природы. На Татьяну город не оказал обычного влияния.
Любовь к русской деревне проходит красной нитью через всю жизнь Татьяны. Перд отъездом она трогательно прощается, как со своими друзьями, с долинами, холмами, ручьями и лесами. А вот в Москве она
…Волненье света ненавидит,
Ей душно здесь … она мечтой
Стремиться к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,
В уединенный уголок,
Где льется светлый ручеек.
И даже став великосветской дамой, богатой и знатной, она остается верной своим прежним деревенским симпатиям и настроениям.
Татьяна не могла остаться в стороне от тех веяний и настроений, которыми была охвачена общественность той эпохи. Но они коснулись ее лишь в той мере, в какой они были направлены к раскрепощению личности, к освобождению ее чувств от стеснительных рамок светского общества, бытовых ограничений и устоев. Татьяна увлекалась романами Ричардсона и Руссо, в которых они воспевали свободную любовь как высший закон жизни. Именно поэтому любовь толкнула Татьяну на смелый по тому времени поступок. Она решила открыто высказать герою своего романа те чувства, которые её волновали и для выражения которых она нашла готовый язык в книгах. Этим она резко нарушила господствовавшие в дворянском обществе обычаи и правила.
Свою встречу с Онегиным и любовь к нему Татьяна признала самым важным событием в своей жизни:
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой…
Все лучшие движения своей души она соединила с этой любовью, как бы подтверждая на собственном примере мысль об облагораживающем и возвышающем действии истинной любви на человека.
Выйдя замуж без любви за генерала, Татьяна глубоко затаила в душе свое чувство к Онегину как величайшую драгоценность; но свою непоколебимую верность этому романтическому настроению она сумела сочетать с чувством долга к своему мужу:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана:
Я буду век ему верна.
Итак, личность Татьяны поставлена на высокий моральный пьедестал. В ней поражает серьезное вдумчивое отношение к жизни и к людям, глубокое чувство ответственности за свое поведение, взгляд на жизнь как на нравственный подвиг.
Мечтательный ум, глубина чувств, стремление к идеалу, нравственная чистота, верность супружескому долгу — все это делает образ Татьяны пленительнейшим образом русской женщины в нашей литературе.