Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной героини, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны «идеальным» положительным образом русской женщины. Образ Татьяны Лариной — противовес образу Онегина. Евгении Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых «лишних людей». Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он «до времени созрел», стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. И вот рядом с ним — обыкновенная русская девушка.
Автор подчеркнул отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Пушкин дал своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркнул простоту девушки, ее близость народу.
Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной «привычкам милой старины». Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:
Ей рано нравились романы,
Они ей заменяли все:
Она влюблялася в обманы
И в Ричардсона и Руссо.
Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомилась с народной поэзией, проникалась любовью к ней. Близость к народу, к природе развила в Татьяне душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена:
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.
Умом, своеобразием натуры она выделялась среди помещичьей среды и светского общества. Она чувствовала пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества и мечтала о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таким ей показался Онегин — светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбилась в Онегина: «…Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем». Она решилась написать Онегину любовное признание.
Резкая отповедь Евгения явилась полной неожиданностью для девушки. Татьяна не могла понять Онегина и его поступки. Но она не могла и разлюбить его.
Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил «вольность и покой», был эгоистом и себялюбцем. Любовь принесла Татьяне одни страдания.
В Петербурге она становится княгиней; обретает всеобщее уважение и преклонение в «высшем свете». Онегин, вернувшийся в Петербург после странствий, увидел Татьяну «равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы». Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания.
Но и в «высшем свете» она одинока. И здесь она не нашла того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выразила в словах, обращенных к Онегину:
…Сейчас отдать я рада,
Всю эту ветошь маскарада.
Весь этот блеск и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище…
В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Татьяна отвергла любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм, но главное — она не могла предать человека которому клялась быть верной до гробовой доски:
Но я другому отдана
И буду век ему верна.
Главные черты характера Татьяны — сильно развитое чувстве долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее образ таким привлекательным.
Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, более того, женский характер оказался сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой нарисовал образ Татьяны и воплотил в ней лучшие черты русской женщины.