«Скажи: которая Татьяна?»
— Да та, которая грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна.
А. С. Пушкин
Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» открыл современникам тип молодого человека 20-х годов XIX века, но Белинский ставил еще большей заслугой поэта то, что он первым «воспроизвел в лице Татьяны образ русской женщины».
Героиня с первого знакомства пленяет читателя своей цельностью, душевной красотой, отсутствием притворства, жеманства, того искусственного налета, который получали девушки, воспитанные в «свете». Она «дева лесов», общение с природой научило Татьяну естественному проявлению чувств, не потому ли героиня так легко попала в сети, которые Онегин и не хотел расставлять.
Душа ждала… кого-нибудь,
И дождалась… Открылись очи;
Она сказала: это он!
Татьяне чуждо притворство. Полюбив, она открывает душу и сердце избраннику, поэтому пишет Онегину письмо, которое дышит чистотой, непосредственностью, искренностью. Героиня надеется на ответное чувство, она еще не знает, что любовь ранит очень сильно, если она безответна.
За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
…
Что так доверчива она,
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой…
Поэт не сопоставляет Онегина и Татьяну, ибо от этого сравнения много потеряет наш герой. Живя в деревне, Татьяна ведет естественный образ жизни, рано вставая, прогуливается по окрестностям усадьбы. Героиня живет в ладу с собой, но не с окружающими: «ее никто не понимает», поэтому героиня любит уединенные прогулки, во время которых размышляет о прочитанном, мечтает о будущем, без суеты «впитывает» в себя окружающую красоту, учится понимать истинные ценности жизни.
Надо отдать должное проницательности и благородству Онегина, оценившего достоинства героини и предостерегшего ее от возможных ошибок,— Татьяна же оказалась очень хорошей ученицей.
«Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет».
Татьяна превосходно усвоила это первое правило «света», потому так поразила Онегина при встрече в Петербурге. Нет, она так же естественна и проста, в ней нет жеманства и пошлости. Но как умеет владеть собой, каким холодом веет от нее!
Княгиня смотрит на него…
И что ей душу ни смутило,
Как сильно ни была она
Удивлена, поражена.
Но ей ничто не изменило:
В ней сохранился тот же тон.
Был так же тих ее поклон.
Внешне Татьяна стала истинной светской дамой, но сохранила естественную душу, горячее сердце и благородство. Она лучше самого Онегина понимает охватившее его чувство. Между ними не может быть взаимной любви и безмятежного счастья — Татьяна замужем, и как бы она ни любила героя, никогда не пожертвует своей честью. Так она воспитана, это ее принцип. Автор не случайно показал подобную ситуацию, когда герои не могут быть вместе, а значит, и счастливы. Онегин с душой «холодной и ленивой» не годится в спутники жизни такой женщине, как Татьяна. Он может быть только прекрасной и горькой мечтой ушедшей юности, не умея составить ни своего, ни тем более счастья другого человека.
Грустно заканчивается роман «Евгений Онегин», но он точно и правдиво показывает характеры людей, их взаимоотношения. Помогает нам, читателям, воспитывать свою душу. И Татьяна Ларина на многие десятилетия становится идеалом русской женщины, а ее фраза о верности — аксиомой.
«Я вышла замуж. Вы должны;
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?);
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».