Алексей Николаевич Толстой вошел в историю русской литературы задолго до революции. Еще до 1917 года он создал немало ярких реалистических произведений о жизни русского дворянства и интеллигенции эпохи империализма. Его первые пьесы — это «комедии нравов», отражающие жизнь узкого круга людей. Они наполнены радостным мироощущением автора, все имеют «счастливый конец». Но истинный талант писателя раскрылся в его масштабных произведениях: «Петр Первый», «Хождение по мукам», «Хлеб» и драматических произведениях об Иване Грозном.
Временное отчуждение от Родины привело писателя к мучительным раздумьям о судьбах русской революции и русского народа. Все глубже вникал он в сущность происходящего в России. С думами о Родине начал он свой роман «Сестры», первую часть трилогии «Хождение по мукам», параллельно работал над автобиографической повестью «Детство Никиты» и научно-фантастическим романом «Аэлита». В эмиграции Толстой приходит к мысли, что путь к вершинам искусства закрыт без общения со своим народом, без Отечества. В это время он пишет Чуковскому о своей «бесприютной тоске» по Родине, о разочаровании в западном буржуазном мире. В статье «Несколько слов перед отъездом» Толстой с удивительной проницательностью показал нависшую над Европой угрозу «долларовой демократии» и вызванного ею фашизма.
Весной 1923 года Толстой вернулся из эмиграции. В этот период он пишет ряд произведений об эмиграции, начатых еще за границей: «Эмигранты», «В Париже», «На острове Халки», «Черная пятница», «Рукопись, найденная под кроватью». В них он разоблачает налымовское потомство, выброшенное революцией на свалку истории. В опустившемся русском аристократе Александре Епанчине собрана вся мерзость и гниль подлой души злейшего врага революции. Он готов на любое предательство, чтобы вернуть старый российский строй. С вожделением думает Епанчин об интервенции, об американцах, которые охотно шлют покупателям «пушки, снаряды и сотни тысяч широкоплечих веселых американских молодцов», делая свой бизнес с подобающей рекламой: «воевать надо широко».
Этот цикл произведений Толстого явился блестящей иллюстрацией агрессивной грабительской роли американского империализма. Мир долларовой диктату-
ры и фашизма, крушение капитализма и победу революционных сил художественно воплотил писатель в произведениях научно-фантастического жанра: «Семь дней, в которые был ограблен мир», «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита». В этих произведениях он показал жизнь современной буржуазной Европы и Америки, этой «проклятой страны, где шагают по колено в золоте, где собираются скупить по дешевке весь старый добрый мир». Весьма выразительно в романе «Гиперболоид инженера Гарина» звучит признание заокеанских магнатов, предпочитающих для Америки фашистскую диктатуру: «В конце концов, нам и в самом деле этот демократический строй надоел хуже маргарина… В стране безобразия, разбой, беспорядок, чепуха,— право, уж лучше пусть правит страной диктатор, вождь с волчьей хваткой». Толстой всесторонне и глубоко осветил противоречия капиталистического общества.
Сравнивая русскую литературу с западной, Толстой пишет: «Молодые русские повествователи бесконечно талантливее и содержательнее любого из молодых западноевропейских и американских романистов, этих карманников старой культуры, воспевателей уголовного сыска, шутов его величества валютного спекулянта». Что ж, во многом Толстой оказался провидцем. Подлинным поэтическим вдохновением отмечены эпизоды гражданской войны в рассказе «Гадюка», где Толстой создал образы рядовых людей революции, мужественных, смелых, исполненных моральной чистоты и духовной силы. Здесь Толстой говорит и об опасности мещанства для дальнейшего развития общества.
В 1927 году писатель начал работу над второй частью трилогии «Хождение по мукам» — «Восемнадцатый год». «Вновь найденная Родина» —так определил писатель тему этой эпохи. В основе сюжета — судьба сестер Булавиных, Екатерины Дмитриевны и Даши, история их любви, радостей и огорчений. В их поэтических образах отражены самые светлые стороны человеческой души, раскрывающейся навстречу счастью. В духовном же крахе таких представителей русской буржуазной интеллигенции, как адвокат Смаковников, поэт Бессонов и другие, Толстой показал обреченность старой России. На судьбе героев, Даши и Ивана Ильича, Кати и Рощина, писатель доказал, что счастье может быть полноценным только тогда, когда в нем воплощено честное служение Родине и вера в ее будущее.
Затем Толстой начал исторический роман «Петр Первый». Писатель признавался: «Я обратился к эпохе Петра Великого, должно быть, скорее инстинктом художника, чем сознательно, я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности». «Гулкий ветер истории ворвался в его творчество». Но его искренние усилия найти в прошлом русского народа ключ к современности в конце концов свелись к произвольным историческим параллелям, а объективные закономерности остались для писателя загадкой. И все же он создал великий роман о решающей эпохе в жизни России. Толстой остался верен исторической и художественной правде в изображении народа, его страданий и жертв. Роман «Петр Первый» — может быть, самый замечательный во всем литературном наследии А. Толстого.
В 30-е годы писатель работает над заключительным романом трилогии «Хождение по мукам» — «Хмурое утро». Это художественная летопись революционного обновления России. Здесь повествуется о тяжелых годах гражданской войны и интервенции.
С первых же дней Великой Отечественной войны А. Н. Толстой отдает все свои творческие силы делу победы, непоколебимой верой в которую наполнены «Рассказы Ивана Сударева», публицистические произведения «Что мы защищаем», «Фашисты в Ясной Поляне», «Кровь народа» и другие. Призыв к защите Родины, свободы и независимости, великие исторические традиции народа, разоблачение фашизма и грядущая победа над ним — вот важнейшие темы его статей.
Наряду с творчеством лучших писателей произведения Алексея Николаевича Толстого служили примером высокого патриотизма, стали нашей классикой. Он достойный продолжатель традиций Л. Н. Толстого и И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова.