Немало литературоведов старались определить жанр романа «Евгений Онегин». Его называли «энциклопедией» русской жизни. И каждое определение к определенной мере есть справедливым, но перечисленными жанрами можно определить и другие произведения, которые совсем не похожие на роман Пушкина. Доверимся автору, который в посвящении назвало это произведение «свободным романом». И в самом деле, первое, что поражает каждого читателя этого романа,- свобода. Она ощущается во всем. Стихи романа легкие, непринужденные, будто автор совсем не прилагал усилия, чтобы создать их. А между тем, роман подвижнецкая работа, подвиг вдоль семи лет. А грандиозное здание, которое состоит из тысяч стихотворных строк, вышла удивительно легкой и изысканной. Сведение этого здания стало возможным благодаря открытию Пушкина — особой «Онегинской» строфе. На первый взгляд, открытие это формальное, но именно оно дает возможность не только удерживать всю конструкцию, а и изменять ее, достраивать, вмещать разнообразнейший содержание.
Поэтический язык романа связан с обобщающей ролью романа в стихах. И для автора это был определенный итог, поэтому язык приобретает афористичности.
В романе «Евгений Онегин» представленные все уровни русской жизни: здесь и высший мир Петербурга, и дворяне-отшельники, и провинциальное общество, и крепостные Ленських, и общественная жизнь (театр, баллы), и частный, семейный быт, и народные гадания, и «золотая молодежь», и крестьянин, который едет к городу, и разнообразные картины природы. Энциклопедический охват русской действительности стал возможным благодаря особому приему — наличия образа автора. Автор-Рассказчик выступает в разных лицах: он друг и хороший знакомый Онегина, покровитель и защитник Татьяны, поэт, который экспериментирует с новыми принципами изображения действительности, он свидетель событий, которые происходят в романе. Образ автора оказывает содействие расширению временных и пространственных границ романа, создает атмосферу свободной сюжетной и композиционной активности. Автор обращается к читателям, направляет их внимание, объясняет событию, т.е. налаживает взаимодействие автора и читателя.
Герой и автор постоянно меняются местами. Именно лирические отступления и выполняют функцию создания «энциклопедии русской жизни». Афористичность языка разрешала показать в произведении не только внешняя жизнь, а и его глубинную сущность. Иногда автор, как политик, обращает внимание на причину разорения помещиков, обедненность крестьян. Понимает, что нельзя старыми методами выйти из экономического кризиса, думает о демократизме Запада. Его интересует и залог современной ему образования, и судьба женщины в обществе. Автор не скован заданной темой, он свободный в своих раздумьях и потому является интересным собеседником.
Роман начинается внутренним монологом Онегина, из которого читатель получает определенное представление о внутреннем миру героя. А потом слово берет автор и рассказывает об условиях формирования этого внутреннего мира. Из рассказа о прошлом героя читатель узнает, что Онегин — типичный представитель петербургской «золотой молодежи», что никаких «романтических» условий жизни этот юноша не знал. Типичное в герое романа ощутили современники поэта, один из критиков первой главы романа так и заметил, что «героев», подобный Онегина, «встречаем дюжинами на всех больших улицах». Такими же типичными возникают и сельские помещики, и светское общество Петербурга и Москвы.
Тем не менее Онегин — характер индивидуальный. Раскрыть именно индивидуальность Онегина Пушкину помогает принцип контраста. Онегин не только противопоставляется «мира», но и героям, близким к нему,- Ленскому, Татьяне. На принципе контраста строил Пушкина и образ Татьяны.
Вывод. Героев романа Пушкина называли «типичными исключениями», так как они, олицетворив важнейшие черты характеров, не потеряли своей индивидуальности. Романом «Евгений Онегин» начался процесс расцвета русской литературы, который вывел ее на видное место в мировом литературном процессе. Проблема, которую поставил Пушкина в романе,- человек и современность, «герой современности» — станет одной из ведущих в русской литературе ХІХ столетие.
Опорные понятия: социальный роман, роман в стихах, психологический тип, индивидуальность героя, условия формирования характера.