Самой большой любовью всей жизни Фета была Мария Лазич. Но их судьба сложилась несчастливо. Они расстались, и Мария покончила жизнь самоубийством, обронив зажженную спичку, от которой загорелось ее платье. Это несчастье наложило на жизнь и творчество поэта неизгладимый отпечаток. Стихи, в которых присутствует «она», овеяны трагичностью и тоской. Вместе с МариейЛазич погиб и его Идеал, который звучал теперь только в стихах воспоминаниях о ней.Стихотворение «На заре ты ее не буди…» овеяно чистой, искренней, нежной любовью к возлюбленнойНа заре ты ее не буди,На заре она сладко так спит;Утро дышит у ней на груди,Ярко пахнет на ямках Ланит.В этом четверостишии «Наравне с Ней» действует Природа Поэт употребил анафору «На заре» с целью показать, как неразрывны для него любовь и природа. Утро у Фета оживлено, оно дышит на груди, то есть у сердца девушки.В женщине Фета больше всего привлекали волосы.И, чернеясь, бегут на плечаКосы лентой с обеих сторон.Любопытно здесь то, что Поэт пишет не о черных косах, а о том, что они, чернеясь, бегут. Эта лирическая дерзость изобретена Фетом, чтобы показать их переливчатую пластичность, мягкостьСледя за развитием сюжета, мы обнаруживаем луну. Луна, как известно, символ разлуки, и она часто присутствует в стихотворениях о «ней».И чем ярче играла Луна,И чем громче свистел соловей,Все бледней становилась онаСердце билось больней и больней.Это четверостишье навевает грусть, даже страх. Чем ярче разгоралась луна, тем ей становилось хуже. Как будто, умирая, она уходила все дальше и дальше.В стихотворении «Нет, я не изменил. До старости глубокой» не описывает и не показывает того, к кому оно обращено. Но из строк стихотворения мы понимаем, что оно посвящено Марии Лазич.Хоть память и твердит, что между нас могила. Но хоть она и умерла, Фет не смог ее забыть.Нет, я не изменил до старости глубокой Я тот же преданный, я раб твоей любви.Мы Видим, что до конца жизни Мария Лазич осталась его единственной любовью.Другое стихотворение Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали…» тоже скорбит о потере возлюбленной и опять здесь присутствует луна. Но это стихотворение связывает помимо природы еще и музыку, неотъемлемый компонент в жизни и творчество поэта.Ты пела до зари, в слезах изнемогая.Потрясающая, должно быть, была песня, раз она плакала, исполняя ее.И вот опять звучит мотив времени. Годы прошли, а Фет по-прежнему любит только ее одну, единственную и неповторимую.И много лет прошло, томительных и скучныхЧто ты одна — любовь, что ты одна — вся жизнь.Фета всегда тянуло к прекрасному, гармоническому, чего не хватало в его реальной жизни. Поэтому его творчество часто уходит в далекие античные времена в поисках этой гармонии и красоты. Стихотворение «Вакханки» описывает девушку страстную, живую, красивую. Древнегреческий праздник, на котором люди наряжались и вели себя, как дикие, привлекал Фета своей природной простотой, естественностью, нестеснённостью современным миром.Закинув голову, с улыбкой опьянения,Прохладного она искала дуновенья,Как будто волосы уж начинали жечьГорячим золотом ей розы пышных плеч.Здесь мы встречаем множество метафор. Например, «розы пышных плеч». Необычное сопоставление плеч с розами дает нам понять, что тело этой вакханки является частью природы, шикарны ми, прекрасными розами.Здесь же мы встречаем излюбленный мотив женской лирики Фета — волосы. Они обжигают молодую девушку, и она хочет освежиться. Огонь, который является основным мотивом фетовской лирики, проник даже в такую не огненную вещь, как волосы.Интерес к античной теме не покидает Фета и далее. Он создает прекрасное стихотворение «Диана».Это стихотворение навеяно надеждой на оживление мраморного идеала. Поэт так желает воскресения богини, что ему уже кажется:Качнулся на воде богини ясный лик.Поэт ждет, что вот сейчас она «пойдет с колчаном и стрелами». Но ничего не происходит. Все по-прежнему спокойно и недвижимо.Но мрамор недвижимыйБелел передо мной красой непостижимой.Идеал Фета не ожил, и он остался в своем мрачном мире, продолжая мечтать о прекрасном и непостижимом.Интересно стихотворение Фета «Свеж и душист твой роскошный венок». Оно несет в себе радость, хотя это и не свойственно лирике поэта о «ней».Свеж и душист твой роскошный венок,Всех в нем цветов благовония слышны,Кудри твои так обильны и пышны,Свеж и душист твой роскошный венок.Во всем стихотворении чувствуется акцент на «роскошном венке». Автор даже создает эпифору для этой цели, а также параллелизм, употребив в начале каждого из четверостиший фразу:«Свеж и душист твой роскошный венок».Этот венок цветов содержит в себе все ароматы, благовония. Он несет в себе любовь и радость. даже волосы девушки не такие, как в прежних стихотворениях. Это кудри. Они «Пышные и обильные». В них тоже чувствуется веселье. Можно предположить, что в этот момент жизни Фет был очень счастлив.Во всех стихотворениях Фета «она» — идеал, «она» — гармония жизни. Всю жизнь Фет стремился к обладанию этим. Но раз потерян свою любовь, Марию Лазич, он потерял ее на всю жизнь и не смог уже найти никогда и только гнался за отблесками этого чувства.