Понятие о герое литературного произведения включает в себя
прежде всего эстетические, нравственные и духовные идеалы своего
времени.
Герой — это действующее лицо или персонаж, аккумулирующий
в себе черты своего поколения. Как правило, это личности незаурядные,
они не идеальны, а даже напротив — могут быть нелицеприятны,
но все же они в первую очередь «герои» своего времени.
Онегин — герой 20-х гг. XIX в., он первый, кто открыл галерею литературных
персонажей, которые получили название «лишние люди».
Они «лишние», потому что оказались не у дел, отказались идти
в ногу со своим временем и представляли собой неких изгоев. Они
одновременно и жертвы, и судьи.
Итак, Онегин, герой романа Пушкина — дворянин, дворяне — это
самый интеллектуальный слой общества, люди мыслящие. Онегин
принадлежит к петербургскому высшему свету, но тем не менее существует
сам по себе, не участвуя в жизни общества, то есть он не
служит, так же, как Чацкий, так как пользы в этом не находит.
Начало романа — Онегин охладел к светской жизни. После восьми лет
Русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава Богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Пушкин в романе рассказывает историю молодого человека,
умного, образованного, имеющего несомненный успех в свете, умеющего
относиться к себе критически, узнавшего и женскую любовь,
и прихотливость жизни, но не сумевшего реализовать свои природные
возможности.
Все, чем пытался заниматься Евгений, не давало ему уверенности
в какой-либо пользе от этих занятий:
Читал, читал, а все без толку,
Там скука, там обман иль бред.
В том совести, в том смысла нет.
Пушкин испытывает своего героя в разных жизненных ситуациях,
проверяет его способность найти себя в разных сферах деятельности.
В деревне, где Евгений надеялся спастись от хандры, его тоже ждало
разочарование в среде провинциальных помещиков с их разговорами
о псарне, о родне. Скуки ради он пытается даже что-то изменить
в деревенской жизни, но, очевидно, и эта деятельность не пробудила
в нем жизненной энергии. Хотя, конечно, крестьяне от этого
получили пользу, да и читатель проникся к герою демократическим
уважением.
Онегин как будто находится в состоянии какой-то летаргии, даже
любовь Татьяны не способна вывести его из этого состояния, даже
предстоящая дуэль с Ленским, а затем и смерть друга не могут его
пробудить, как будто Онегин находится во власти какой-то злой силы.
Эгоизм Онегина, замкнутость его существования губят не только
Ленского, не только жизнь Татьяны, но и самого Онегина. Двадцатишестилетний
Онегин грустно размышляет:
Зачем я пулей в грудь не ранен?
Зачем не хилый я старик,
Как этот бедный откупщик?
Зачем, как тульский заседатель,
Я не лежу в параличе?
Зачем не чувствую в плече
Хоть ревматизма? — ах, создатель!
Я молод. Жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? Тоска, тоска!..
(Отрывки из путешествия Онегина)
Но впереди его ждало очень суровое испытание любовью. В конце
романа Пушкин рассказывает о необыкновенной, безысходной
и потрясающей любви Онегина, которая заканчивается трагически.
В конце романа — это другой Онегин, в нем проснулась жизненная
энергия — ее разбудила любовь. Но роман заканчивается в минуту,
страшную для героя — он только что узнал, что Татьяна недоступна
для него.
Так и пробыл Онегин на обочине жизни, не сумев — или не захотев
в нее вписаться. Скорее всего, не захотев. Прекрасная умная ненужность,
как скажет А. И. Герцен, «лишний человек».
Белинский об Онегине: «Он не знает, что ему надо, что ему хочется,
но он твердо знает, что ему не надо, что ему не хочется того,
чем так горда и довольна сытая посредственность», — это и есть главное
качество героя русской литературы.
И хотя роман и мог закончиться Десятой, декабристской главой,
мы не вправе с определенностью говорить о том, что Онегин будет
с декабристами: слишком он отделен от всего, от любого сообщества,
даже от такого.