Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Онегин и Татьяна

Сочинение на тему «Онегин и Татьяна»

Основу сюжетной линии романа «Евгений Онегин» составляет
история отношений между Онегиным и Татьяной.
Татьяна появляется не на первых страницах романа, а значительно
позже. Вероятно, это не случайно. Сначала автор дает возможность
читателю познакомиться с главным героем и узнать его.
До встречи с Татьяной нам уже многое известно об Онегине. Это
молодой человек, приехавший в деревню, потому что, во-первых,
он должен был ухаживать за своим заболевшим дядюшкой, а во-
вторых, и это более важно, потому что жизнь в Петербурге среди
светского общества ему надоела. Ничего, кроме скуки и разочарования,
в нем не вызывали дни, проводимые в столице — каждый день
был похож на предыдущий, а новый ничего не обещал. Еще автор
представляет нам Онегина как своего приятеля и, наверное, поэтому,
может так подробно рассказать и о его детстве, воспитании, привычках,
особенностях характера. Пушкин не приукрашивает своего
героя, но нельзя не отметить и явной симпатии, с которой автор рассказывает
о герое. На основании всего рассказанного можно сделать вывод,
что Онегин отличается от людей, принадлежащих к светскому обществу,
как в Петербурге, так и в деревне: везде он прослыл «чудаком».
Затем на страницах романа появляется Татьяна Ларина. С первых
же строчек становится ясно, что для автора эта героиня очень
дорога, он и не пытается скрывать от читателя свою любовь к Татьяне:
«простите мне… я так люблю Татьяну милую мою…» Чем же
этот образ так дорог автору?
Татьяна — «милый идеал», она не такая, как все светские молодые
девушки. Характеристика Татьяны дается как бы от «обратного» —
Пушкин говорит, чего нет в Татьяне. В ней нет красоты, кокетства,
жеманства, неискренности, неестественности. А дальше автор объясняет
читателю, почему в одной семье оказались такие непохожие
сестры. Оказывается, еще с детства Татьяна отличается от своих
сверстниц: она шумным играм предпочитает уединение, она не любит
играть в куклы, ей больше нравится читать книги или слушать
рассказы няни о старине. А ещё она удивительно чувствует и понимает
природу, эта душевная чуткость, по мнению автора, делает Татьяну
скорее ближе к простому народу, чем к светскому обществу.
Татьяна в чем-то похожа на Онегина — стремлением к одиночеству,
желанием понять себя и разобраться в жизни, но в ней можно заметить
и некоторые черты, сходные с поэтом-романтиком Ленским —
вера в идеальное счастье, в любовь, создание в своем воображении
милого образа. Не случайно в своем письме к Онегину она напишет:
«Ты лишь вошел, я вмиг узнала…»
Итак, судьба и Пушкин приготовили встречу двух героев. Причем
если для Татьяны сразу стало ясно, что Онегин — это именно тот
желанный и единственный, то Онегина Татьяна заинтересовала лишь
постольку, поскольку в деревенской глуши он увидел то, что не встречал
в светских салонах Петербурга — а именно: искренность и чистоту
души. После первого посещения дома Лариных Онегин обращает
внимание Ленского, что он, будь на его месте, то есть поэтом, «выбрал
бы другую», не Ольгу, а Татьяну. Далее все идет по законам романа
— Татьяна, влюбившись в Онегина, страдает в его присутствии,
а когда его нет рядом, мучается не меньше. Герой же, замечая
чувства в Татьяне, скорее раздражается от этого, нежели испытывает
удовлетворение от очередной сердечной победы, кроме этого, Онегина
начинают раздражать и слухи о возможной женитьбе его на Татьяне.
Нельзя не сказать несколько слов о композиционном построении
сюжетной линии, рассказывающей о взаимоотношениях Татьяны
и Онегина. Сначала Татьяна пишет письмо-признание Онегину,
затем следует сцена объяснения в саду, где герой читает проповедь
девушке. Потом именины Татьяны, дуэль с Ленским и отъезд Онегина.
Татьяна сильно переживает все случившееся, идет в имение
к Онегину, хочет там, среди вещей и книг, найти ответ на вопрос,
кто же он такой — герой ее романа. Состояние ее здоровья становится
все хуже и хуже. Обеспокоенная мать везет Татьяну в Москву, где
и выдает ее замуж. Вернувшийся из путешествия Онегин случайно
на балу встречает Татьяну и, ещё не зная, что это она, оказывается
«сражен» ее величием и красотой. Теперь наступает его очередь страдать,
не спать по ночам и, в конце концов, писать письмо-признание,
за которым следует объяснение героев, и вот уже Татьяна дает отповедь
Онегину.
Что же произошло с героями?
«Как изменилася Татьяна!» — восклицает автор. Но действительно
ли так сильны перемены, произошедшие с Татьяной? По существу
своего характера, своих взглядов, своего отношения к жизни Татьяна
осталась такой же, как прежде. Но она многое пережила, много
размышляла и многое поняла. Сцена последнего свидания ее и Онегина
раскрывает это в полной мере. Перед читателем уже не та наивная
девушка, а повзрослевшая женщина, глубоко чувствующая
и искренняя, верная тем моральным принципам, которые она усвоила
еще с раннего детства и приняла для себя раз и навсегда. В этом
и чувствуется ее сила и превосходство. Высокое положение в светском
обществе, «успехи в вихре света» не прельщают ее. Татьяна находит
выразительные, сильные и убедительные слова, характеризуя
«всю эту ветошь маскарада, весь этот блеск и шум и чад». Она с любовью
вспоминает о прежних годах, о жизни в деревне, о своей няне.
Она находит в себе силы отвергнуть любовь Онегина не потому, что
она его больше не любит, а потому, что не хочет изменить себе, своим
взглядам на жизнь, своим правилам этики, своему высокому пониманию
слова «верность». Все в печальном монологе Татьяны просто,
искренне и высоко. Ее слова, обращенные к Онегину:
…Вы должны,
Я вас прошу меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь
Слово «честь» в последний раз звучит в тексте романа, и теперь
уже в своем первом и самом прямом и высоком значении. Так в этом
ореоле высокой душевной красоты и останется в сознании читателя образ
Татьяны, которая охарактеризована Пушкиным как «русская душой».
Последняя встреча Онегина с Татьяной пробуждает героя, в душе
Онегина наконец-то появляются те самые чувства и переживания,
отсутствие которых делали его несчастным. Теперь же, страдая
и мучаясь, он гораздо счастливее, чем тогда, когда мог равнодушно
и холодно наставлять юную героиню в саду. Прошли долгие годы,
прежде чем Онегин обрел дар чувствовать, он изменился, стал серьезнее,
его состояние неудовлетворенности жизнью продолжается,
но сама эта неудовлетворенность стала более осознанной.
Вот и закрыта последняя страница романа, но читателя не оставляет
чувство некоторого разочарования — два героя, которые, как
принято говорить, так подходят друг другу, не могут быть вместе,
не могут быть счастливыми. В чем же причина, что момент, когда
«счастье было так близко, так возможно…», упущен? Может быть,
в том, что один из них, Онегин, испугался силы чувства, которую не мог
не заметить в Татьяне. А другая, Татьяна, приняла желаемое за действительное.
Ведь Онегин станет таким, каким она себе его представляла,
только после целого ряда душевных переживаний и открытий.
И все же в пушкинских героях есть одно несомненное сходство —
их судьбы трагичны: жизнь изломала, исковеркала характер Онегина,
превратила его в «умную ненужность» (по выражению Герцена).
Характер Татьяны не изменился, хотя жизнь принесла ей одни страдания
и она не нашла того, к чему стремилась своей возвышенной
душой.