Великое творение великого поэта. Как всякое действительно замечательное произведение, роман «Евгений Онегин» стал целым этапом в развитии русской литературы. Именно в нем зародилось и получило свое развитие реалистическое направление в творчестве Пушкина. Гениальный поэт открыл новую эпоху в искусстве слова. Разбиты рамки классицизма; старые каноны, сковывавшие живую мысль, почти забыты. Но уже и романтизм не удовлетворяет потребности общества. Уход от действительности, «нечто и туманна даль» не нужны во времена декабристов. Жизнь просится на страницы. Жизнь во всем своем многообразии, кипучей и деятельной пестроте.
Не просто человек со своими маленькими горестями и радостями, а человек и общество, его окружающее общество, которое воспитывает, формирует человека, в котором получают развитие или умирают его способности, которые изменяют его и изменяется с ним само. Вот что необходимо было передовым людям того времени от книг. Взыскательный читатель искал в книгах не любовные приключения и занимательные истории — он искал правду чувств и мыслей. Настоящая поэзия всегда дает пищу нашему уму. Мы как бы заново переживаем с автором все события, описанные автором. Читая «Евгения Онегина», мы постепенно переходим от романтизма к реализму, мы пишем письмо Татьяны, мы становимся как бы действующими лицами романа. И все время рядом с нами то веселый, то мягкий и грустный, то добрый, то гневный Пушкин. Мы смеемся и плачем вместе с его и нашими героями. Поэт сумел создать образы, типичные для того времени и удивительно своеобразные. И хотя роман называется «Евгений Онегин», в нем два главных героя — Евгений и Татьяна. С самого раннего детства прослеживаем мы их путь. Люди различные, выросшие в разной обстановке, они в то же время имеют много общего. Но давайте все по порядку.
Онегин получил обширное, хотя и поверхностное образование. Стоит ли винить Евгения в том, что оно было не достаточно глубоким? Не взял ли он все, что мог предложить ему «француз убогий »? Латынь, французский, история, экономика… Познания для того времени значительные. Многие говорят, что Онегин не любил книг, был невежда и так далее. Но ведь это не так! Да, он бросил книги. Но почему? Он искал в них совесть и смысл. И не нашел ни того ни другого. Он был слишком взыскателен к себе и к людям, его окружавшим. Не будучи заурядностью, Евгений не принимал в людях серость и тупость. Если бы его способности были хоть кому-нибудь нужны! Но
…лишь посредственность одна
нам по плечу и не странна…
И он, еще совсем юноша, был втянут в этот однообразно-пестрый водоворот света. И закружились-завертелись одинаковые, скучные дни. Он понял всю ничтожность такого существования. Бесконечные измены и застольные дружки надоели, так как не могли удовлетворить его потребности в общении. Замкнувшись в себе, отделившись от всего света плотной броней насмешек, нашел он некоторое равновесие. Не многим приоткрывал Онегин свою душу. Он действительно больше чувствовал, чем говорил о чувствах.
Но этот замкнутый мирок явился причиной глубокого эгоизма Евгения. Он был выше людей, его окружавших, и не мог без некоторого презрения думать о них. Неудивительно, что такое отношение по привычке проявлялось и к людям, его вовсе не заслуживающим. Пожалуй, Онегин-человек наиболее полно раскрывается в общении с Татьяной.
Давайте познакомимся с героиней романа, какой она была до встречи с Евгением. «Итак, она звалась Татьяной». Прямо хоть бери и переписывай сюда половину второй главы. Пушкин чудесно описывает мечтательную сельскую барышню, простую, застенчивую, всегда немного грустную. В отличие от Онегина, Татьяна выросла в деревне, в глуши. Никакого образования она практически не получила. Но зато
Ей рано нравились романы,
Они ей заменяли все.
Она читала без разбору. Да и выбора особенного у нее не было. Несколько сентиментальных романов с идеальными героями и счастливым концом — вот и вся библиотека. Она не любила, как Ольга, бегать, резвиться, играть. Задумчивая, романтическая Татьяна могла целыми днями бродить по полям, разговаривать с крестьянами, няней, и сама она была очень близка тихой неброской русской природе.
Будучи, как и Онегин, выше своего окружения, она верила во что-то прекрасное. Татьяна создала свой воображаемый идеал, подобный книжным, и «заочно» влюбилась в него. Сейчас это выглядит немножко смешно, но что ей оставалось делать? Ей не нужно было до пяти утра сидеть писать сочинения… Она сочиняла письмо. Да-да! Знаменитое письмо Татьяны было написано задолго до встречи с Евгением! Так, по крайней мере, мне кажется. Наверное, ей все-таки немножко хотелось плакать, когда она смотрела на Ольгу и Ленского. Где же он?
И вот появился Онегин. Молодой, красивый, знатный, богатый, он так похож на героев любимых романов! Загадочный, он резко отличается от окружающих своим умом, образованностью, знанием света. И, разумеется, давно заготовленные лавры идеала были тут же возложены на его голову. И вот, после первой мимолетной встречи (а она была так коротка, что Пушкину хватило шести строк), Татьяна посылает Евгению письмо. Оно прелестно, это письмо милой наивной девушки. В нем есть все: и признание, и слабые упреки, и воспоминания, и жалоба… Его выучить, оставить, сохранить в себе. Но… после нескольких повторений вдруг понимаешь, что это… это не чувство. Татьяна не любит. Она влюблена. Интересно, какой будет реакция Онегина на это послание? Не ждите сенсации. Именно такая, какую и можно было ожидать от него. Он пришел и откровенно изложил свои мысли. Он не скрывает, что Татьяна ему симпатична, однако он не сможет ее любить так, как она того заслуживает. И боится омрачить ее жизнь, так как считает, что не в состоянии принести ей счастье. Евгений раскрывает перед Татьяной свою душу, но и в этой исповеди (все-таки исповеди!) он не освобождается от эгоизма. Он просто не может понять, что делает человеку больно. Очень больно. Да, он поступил благородно, не воспользовавшись полудетской любовью Татьяны. Быть может, и его замечание:
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет.
К беде неопытность ведет
было вполне уместно (Татьяна, кстати, впоследствии им воспользовалась). Онегин даже отмечает прекрасную душу и сердце девушки. Но хотелось бы все это как-то мягче, человечнее. У Евгения слишком преобладает рацио, а у Татьяны, наоборот, — эмоцио. Но хватит. Они расстались. Какие чувства кипели в груди Татьяны?! Она пренебрегла приличиями, условностями, первая написала письмо… и вот… Но время идет. Святки. В страшном, в какой-то мере пророческом сне Татьяна вновь видит Его. И в какой роли! Таня с детства любила страшные рассказы. Она была чрезвычайно впечатлительна. Искренне веря всем сказкам, она ужаснулась: что ждет ее? Много неразрешенных вопросов перед ней. А поведение Онегина на именинах? Не странно ли оно? И потом… Потом дуэль! Она оказалась переломным моментом в судьбах героев. Она разлучила Евгения и Татьяну. Она перевернула мир в глазах Онегина. Как он, презирающий свет, мог пойти на поводу «общественного мненья»? Как мог?! Как он позволил сделать себя «мячиком предрассуждений»? А ведь хотел, хотел отказаться от дуэли! Хотел… И не смог. Не хватило силы воли восстать. Он мучился, «он обвинял себя во многом», но… вышел на дуэль. По- чему? Нам это нетрудно понять. Путы общества, воспитавшего Онегина, были еще слишком сильны. Причем интересно, что их первой преодолела своим письмом Татьяна.
И вот после отъезда Онегина из деревни, где все напоминало ему о юном поэте, девушка посещает его дом. Все ее представления о добре и зле, чести, совести, справедливости рушатся. «Ей открылся мир иной». Выросшая в одиночестве, Татьяна не могла понимать духа своего времени. А в кабинете Евгения она находит книги, «в которых отразился век и современный человек изображен довольно верно». Интересно, что читает она не бездумно. Таня ищет ответы на свои вопросы. Кто же такой Онегин? И вдруг находит слово «подражанье». Нет, он не подражанье, не пародия. Он сын своего времени, отраженье века. Просто он увидел свое сходство с героями книг, понял их сущность. Они были близки ему по духу, и поэтому Татьяна ошиблась.
Но каковы были последствия этой ошибки? Разве не будь этого разочарования, согласилась бы Татьяна выйти замуж за старого генерала? Разве могла бы так сильно внешне измениться? Да, именно внешне. В душе она осталась той же провинциальной барышней, только научившейся «властвовать собой». Теперь она законодательница зал, блестящая светская дама, прекрасная и гордая. И скоро состоится ее последняя встреча с Онегиным.
Но где же Евгений? Смерть Ленского потрясла его. Все случилось так нелепо. Все кричало ему: «Убит! Убит, убит!». Евгений бежал из деревни, несколько лет путешествовал, пытался рассеяться, забыться. Как это ни странно, гибель поэта воскресила в нем человеческую душу. Он вновь был способен чувствовать. Этому немало содействовало и само путешествие. Недаром Пушкину пришлось оставить лишь отрывки из бывшей восьмой главы. Слишком много видел Онегин.
И вот он первый раз после продолжительного отсутствия появляется в свете. Как поразился он, увидев там Татьяну! И лишь теперь, через много лет после того разговора в саду, понимает он всю духовную красоту Татьяны. В нем просыпается чистая, настоящая любовь — чувство, когда-то задушенное светом, а теперь воскресшее. Настолько разительна перемена в Евгении, что кажется, сам Пушкин не верит в искренность его побуждений. Поэт как бы спрашивает нас, да и самого себя: «Что это? Досада? Суетность? Или любовь?».
Теперь пришла пора Онегину сомневаться, мучиться, надеяться, ждать. Теперь он пишет письмо Татьяне. Оно дышит неподдельной страстью. Горячее взволнованное послание это чем-то напоминает письмо Татьяны. Но какая разница! Тут нет и тени искусственности. Это письмо отчаявшегося, готового на все человека. Оно невелико по объему, но в нем сконцентрированы все чувства, какие может выразить человек. Евгений понимает, какие ужасные ошибки он совершил в юности. Как он жалеет, что тогда «свою постылую свободу… потерять не захотел»! Он понимает теперь все совершенство Татьяны и… ничего не может сделать. Больной, он ждет ответа и томится еще больше, чем в свое время Татьяна. Белинский пишет, что для Онегина любовь без борьбы не представляла никакого интереса. Нет! Это была борьба за любовь! Огромная разница! Жаль, что все так окончилось! Татьяна была несправедлива, обвиняя Евгения в погоне за «соблазнительной честью»! Хотя во многом остальном она была по-своему права. Но она не имела права называть его «чувства мелкого рабом»! Это неправда. Онегин, может быть, впервые в жизни полюбил. Да, они поменялись местами. Теперь Евгений слушает проповедь. Татьяна остается прежней. Намного более динамичен и интересен Онегин. Он живой человек, он меняется на наших глазах. Он заставляет думать. Что с ним будет потом? Не знаю. А Татьяна так и останется навек отданной другому. Все должно было бы кончиться иначе! Ведь «счастье было так возможно, так близко»…