Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Онегин и Татьяна

Сочинение на тему «Онегин и Татьяна»

Каждый писатель в своих произведениях задает извечный вопрос: в чем смысл жизни, и пытается ответить на него. А. С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» тоже искал ответ на этот вопрос. В выражении мыслей и чувств поэта огромная роль принадлежит персонажам романа. Пестрой толпой проходят перед читателем Гвоздины, Пустяковы, Скотинины, «необходимые глупцы» великосветского общества. Может быть, в благополучной суете столичного дворянства и запечатлен идеал жизни? Нет, в изображении этих персонажей явно чувствуется ирония, а то и насмешка. А Ольга и Ленский? Они выделены из общей массы дворян, но их образ жизни тоже нельзя поставить в пример.
Самым крупным планом в романе показаны Онегин и Татьяна. Поэт говорит о герое: «Мне нравились его черты». А героиню называет своим «верным идеалом». Значит, в Онегине не все одобряется, а в Татьяне — все. Очевидно, при рассмотрении этих образов можно ответить на поставленный прежде вопрос.
У Онегина и Татьяны есть качества, которые их сближают. В обществе, где «воспитаньем немудрено блеснуть», наши герои выделяются своими познаниями. Евгений в совершенстве знал французский язык, был знаком с художественной литературой, с историей, «читал Адама Смита», хорошо разбирался в театральном искусстве.
Татьяне с детства книги «заменяли все». За чтением романов она провела не одну ночь. А позднее с жадностью читает книги в библиотеке своего избранника.
И Онегин, и Татьяна обладают проницательным умом. Онегин знал людей. Он слушал Ленского с улыбкой, понимая незрелость его суждений. Ольга для Онегина — заурядная барышня, он позволяет себе шептать ей «какой-то пошлый мадригал», с Татьяной же Евгений всегда серьезен. А Татьяна сумела постичь’даже такую сложную и противоречивую натуру, как Онегин.
Объединяет героев независимость их суждений и поступков. Онегин в беседе с Ленским совершенно свободно все подвергает суду, уклоняется от общения с назойливьйуги соседями-помещиками. Он не всегда заботится о том, какое о нем сложится мнение. Наделенная «своенравной головой», Татьяна резко высказывается о пышности, мишуре, суете высшего света. Онегина и Татьяну сближают также честность и правдивость во взаимоотношениях.
На доверчивое письмо Татьяны Евгений отвечает «признаньем также без искусства».
Удивительно ли, что умные, проницательные люди, какими были Онегин и Татьяна, чувствовали себя совершенно одинокими в той среде, к которой они принадлежали по рождению?
Поэт отмечает, что Онегин в избранном обществе «казался чужим». Татьяна даже в родной семье «казалась девочкой чужой». Но, обладая некоторыми сходными качествами, герои различны между собой.
Себялюбию Евгения противопоставлена душевная щедрость
Татьяны.
Эти качества проявляются прежде всего в любви. Если эгоизм Евгения был той почвой, на которой выросло легкое отношение к любви, то душевная щедрость Татьяны объясняет ее самоотречение и верность в сердечной привязанности.
С юных лет «наука страсти нежной» заменяла Онегину истинные чувства. Как легкокрылый мотылек, порхал он, часто меняя привязанности. В минуту откровения он признается Татьяне, что «семейная картина» его не пленяет, что он не способен никого долго любить.
Позднее, добиваясь любви Татьяны, знатной великосветской дамы, княгини, Онегин думает только о себе и своих
страданиях.
Татьяна принадлежит к тем возвышенным и богатым натурам, которые не знают расчета в любви. Они отдают все силы сердца этому чувству, и поэтому оно прекрасно и неповторимо.
Во всех поступках Онегин руководствуется только своими прихотями. Он завязывает дружбу с Ленским от скуки, лишь бы убить время. Чтобы только на время рассеять скуку, вызывает ревность Ленского на именинах у Лариных, ухаживая за Ольгой, а затем, заботясь о своей репутации, убивает молодого поэта на дуэли.
В щедром сердце Татьяны всегда найдется место состраданию, сочувствию к человеку, чувству долга перед ним. Она часто ходит к одинокой могиле Ленского. Руководствуясь чувством супружеского долга, Татьяна отвергает любовь Онегина, хотя продолжает его по-прежнему любить.
Однако основным различием между героями является полное равнодушие Евгения и глубокая привязанность Татьяны к «низкой» природе и народу. Разве мог воспитанный французами-гувернантами в шумной суете столицы, вдали от народной жизни Евгений чувствовать прелесть «низкой» природы, ощущать необходимость связи с народом? Ко всему этому он остается равнодушным. Только.на короткое время его могла пленить непритязательная деревенская природа. А затем он увидел, «что и в деревне скука та же».
Совсем иная Татьяна. Выросшая среди привольных полей, зеленых тенистых дубрав, ежедневно общаясь с народом, она сохраняет на всю жизнь глубокую, нежную любовь к родной земле и ее природе, трогательную привязанность к «бедным поселянам». Еще с детства «она любила на балконе предупреждать зари восход», наблюдать за звездами. Деревья, цветы, ручьи — это ее друзья, которым можно доверять свои тайны.
Татьяна сочувствовала народу («бедным помогала»), но особую нежность в ее душе вызывает няня, которую она называет «милая». Этих симпатий ничто не может истребить в душе Татьяны: ни долгая вынужденная разлука, ни высокое положение в свете. Ее душа тоскует и рвется к родным местам, привычному образу жизни.
Различное отношение к народу, к родной природе является тем решающим фактором, который помогает дать окончательную оценку героям.
Онегин — тип «лишнего человека». Татьяна — положительная героиня.
В образе Онегина А. С. Пушкин показал ту часть интеллигенции 20-х гг. XIX в., которая отрицательно относилась к общественно-политическим порядкам того времени. Но и с. народом таких людей ничто не связывало. Они превращались в «эгоистов поневоле», в бесполезных для общества людей. Такая жизнь не имела никакого смысла.
Татьяна впитала в себя все лучшее, чем богат народ, она носительница таких прекрасных черт характера, как любовь к родине, правдивость, честность, верность долгу.
Жизнь Татьяны имела определенное положительное содержание, хотя его еще нельзя назвать высоким, потому что положение женщины в то время было таково, что в общественной жизни она никакой роли не играла.
А жизнь обретает высокий смысл лишь тогда, когда человек нужен народу, служит ему, борется за его счастье.