Онегин, добрый мой приятель…
А. С. Пушкин
Роман «Евгений Онегин» — непревзойденный образец классической русской литературы. Форма и идейное содержание произведения сочетаются в удивительной гармонии. Александр Сергеевич Пушкин сумел создать стихотворный роман, который со временем не теряет своей прелести, а открывает все новые и новые грани, излучающие блеск таланта и остроумия автора. В романе сильное субъективное лирическое начало. Читатель постоянно ощущает присутствие поэта, выражающего свое отношение ко всему, о чем говорит и что показывает, дает оценку героям, их поведению, поступкам.
Незримое присутствие автора иногда заменяется его прямым общением с героями: с Онегиным он дружит, путешествует и оставляет «в минуту злую для него».
Такая форма повествования позволила Александру Сергеевичу достоверно изобразить героя в различных ситуациях, показать его образ жизни и мировоззрение.
Онегин — молодой человек из высшего петербургского общества. Он получил типичное для своего времени образование. Поэт называет Евгения своим «приятелем», подчеркивая и собственную принадлежность к этому кругу дворян.
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.
В подтексте последней фразы содержится намек на южную ссылку автора, где он и начал писать роман «Евгений Онегин».
Типичность героя Александр Сергеевич неоднократно подчеркивает, сравнивая его с собой или с реально существующими людьми (Чаадаевым, например):
Второй Чадаев, мой Евгений,
Стихотворная форма романа позволяет автору делать многочисленные лирические отступления, в которых он высказывает свое отношение к изображаемому, сходство или отличие героя от него, Пушкина, хотя внутренняя связь существует постоянно. Не случайно автор так хорошо знает своего героя, его быт, вкусы, привычки.
Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?
Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный…
…
Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав…
…
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.
В начале романа Пушкин с достаточной долей иронии описывает нравы петербургского общества и героя, живущего по его законам. Достаточно вспомнить внутренний монолог Евгения Онегина, которым открывается роман, или его щепетильность в одежде.
Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Беспринципность Евгения, его ханжество и лицемерие Пушкин не скрывает от читателей, но и не осуждает сам. Что ж, таково было время! Поэт показывает попытку героя оторваться от суетной и пустой жизни, надоевшей ему однообразием, фактическим «бегом на месте». Утомившись скукой, Евгений решил заняться творчеством, но к труду, увы, не имел никаких навыков.
Онегин дома заперся,
Зевая, за перо взялся,
Хотел писать — но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его…
Автор утверждает, что именно в то время подружился со своим героем. Данный художественный прием понадобился Александру Сергеевичу, чтобы еще раз Подтвердить
реальность существования Онегина. Он рядом, может быть вашим приятелем (современником, конечно). Таких людей Пушкин встречал немало в петербургском обществе.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба…
Насчет своей «угасшей» души автор преувеличивает, если бы это было правдой, он не создал бы столько великолепных лирических стихотворений, поэм и данного романа, что подтверждает судьба его героя. Онегин не оценил ни дружбы Ленского, ни любви Татьяны. Он ставил себя и свое «я» выше всего, поэтому-то и не состоялся как человек, а задатки имел хорошие. Он умел безошибочно распознавать людей, мог бы присоединиться к декабристам или стать поэтом, но свет и безделье убили в нем душу, а без нее как жить? Только существовать и тяготиться этим.
Вот закономерный финал праздной и рассеянной жизни. Здесь существенно «расходятся» пути автора и его «приятеля Онегина», открывшего галерею «умных ненужностей» и «лишних людей» в русской литературе XIX века.