Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> Осмеянный пророк. М.Ю. Лермонтов о поэте и поэзии

Сочинение на тему «Осмеянный пророк. М.Ю. Лермонтов о поэте и поэзии»

М. Ю. Лермонтов очень рано стал осознавать себя поэтом. Как и А. С. Пушкин, перед которым он преклонялся, Лермонтов много размышлял о назначении поэта и поэзии. Еще в юношеских стихотворениях «К другу», «Монолог», «Молитва» он говорит об изменчивости Музы, о всесжигающем пламени вдохновения, о трагической судьбе поэта.
Стихи о поэте и поэзии занимают особое место в русской литературе. В них — отношение поэзии к действительности, к родине, к миру, ко времени, осознание поэтом места в обществе. Свой особенный взгляд на поэзию есть и у М. Ю. Лермонтова. В его стихотворениях нашли выражение ощущения трагической несовместимости искусства и наступающего «железного века», чувство одиночества художника, его разлада с миром.
Потрясенный гибелью Пушкина, Лермонтов пишет стихотворение «Смерть Поэта», исполненное боли и тоски. Он размышляет о трагической участи поэта, осмысливает его горькую судьбу, говорит о трагической участи поэта, говорит о его убийце. Причем он обвиняет не только Дантеса, чуждого России и его культуре.
Сколько людей, прекрасно понимавших значение Пушкина для России, не сумели уберечь «солнце русской поэзии»! Последние гневные строки направлены против царских палачей, которые также виновны в гибели поэта, им Лермонтов грозит Божьим судом. Ему удалось прекрасно воплотить образ великого русского поэта. «Смерть Поэта» — стихотворение о трагической судьбе не только Пушкина, но каждого Гения с его ранимостью, одиночеством и протестом против бездушия света:
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
Рассуждать о судьбе поэта, о назначении поэзии в этом мире Лермонтов продолжает в стихотворении «Поэт». Оно начинается с размышления о судьбе кинжала. Некогда клинок был верным товарищем своему владельцу. Потом он был взят казаком «на хладном трупе господина» и продан в лавку армянина…
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Лермонтов вспоминает о том, что раньше поэзия была достойна своего назначения, то есть служила оружием для битвы. Для него поэзия прошедших лет — это чаша для пиров, колокол на башне вечевой. Тем самым он подчеркивает, что предназначение поэзии — обращение к людям. У Лермонтова гораздо сильнее, чем у Пушкина, звучит мысль о том, что поэзия должна служить народу. Сейчас же, по мысли автора, она утратила свою роль и вряд ли обретет ее вновь. Заканчивает Лермонтов свое стихотворение риторическим вопросом:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
Образ осмеянного и презираемого пророка появляется и в стихотворении «Пророк». Это как бы продолжение одноименного произведения Пушкина: поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Он понимает, как трудно выполнять «веленье Божие». Трудно потому, что люди, которым он говорит о любви и правде, не верят ему, насмехаются над ним, презирают его. Но поэт не отказывается от своей высокой миссии, он возвращается в пустыню, где слушают его звезды да тварь земная. И хотя он один, он продолжает свою дело. Стихотворение прекрасно отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, отвергнутого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу.
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока,
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бещено каменья.
Тему одиночества поэта в этом мире Лермонтов затронул еще раньше в стихотворении «Нет, я не Байрон…». В нем подчеркнул, что он уже не скиталец-романтик, так как традиционный романтический конфликт между обществом и поэтом стал гораздо более глубоким и трагичным. Лермонтов описал состояние души и крестный путь русского поэта «эпохи безвременья».
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я начал раньше, кончу ране,
Мой ум немного совершит:
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Век Лермонтова — эпоха эгоистическая и прозаическая, мало заботящаяся об искусстве и больше думающая о пользе; эпоха, которой была чужда поэзия, чей небесный огонь
сиял лишь для немногих. Лермонтов, прочувствовавший свое время, писал об утрате поэзией своего высокого назначения, об обреченности поэта, этого божьего избранника, на одиночество и презрение людей, равнодушных к проповеди любви и свободы. Лермонтов определял в своих стихах судьбу поэта в любом государстве, где подавляется личность и царствует невежество и бездуховность.