Отец Фета, богатый и родовитый орловский помещик Шеншин, будучи в Германии, тайно увез оттуда в Россию жену одного чиновника Шарлотту Фет. Вскоре она родила сына — будущего поэта. Однако официальное бракосочетание Шеншина с Шарлоттой совершилось несколько позднее. Через много лет церковные власти раскрыли «незаконность» рождения Афанасия Афанасьевича. Мальчик был потрясен: он лишался всех прав и привилегий, связанных с дворянством и законным наследованием. Фет болезненно переживал свое’ социальное ущемление, которое, как незаживающая рана, давало знать себя до самой старости. И только в 1873 году, когда ему было уже пятьдесят три года, в результате долгих и мучительных усилий он добился права считаться дворянином. В одном стихотворении Фет сказал о себе: «Природа — праздный соглядатай», тем самым приоткрыв одно из наиболее важных своих поэтических качеств. Природа в лирике Фета представлена очень широко, многообразно и многокрасочно. Ему принадлежат ставшие хрестоматийными и знакомые с детских лет стихотворения: Шепот, робкое дыханье, трели соловья, Серебро и колыханье сонного ручья… Или: Ласточки пропали, А вчера зарей Все грачи леталиДа, как сеть, мелькали Вон над той горой… Или: Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало… Фет умеет всегда представить в своих стихах природу чисто и празднично. В его стихах почти отсутствуют серые или мрачные тона, в них всегда много света и солнца. В качестве примера можно привести стихотворение: Это утро, радость эта, Эта мощь и дня, и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы. Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод. Эти ивы и березы, Эти капли — эти слезы. Этот пух — не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это все — весна. Даже стихи, посвященные ночи, обладают каким-то внутренним светом, одухотворенностью: Какое счастье: и ночь, и мы одни! Река — как зеркало и вся блестит звездами.А там-то… голову закинь-ка да взгляни: Какая глубина и чистота над нами! Ни один из русских поэтов не посвятил родной природе так много стихотворений, как Фет, и не сумел так показать ее красоту. Одной из основных тем лирики Фета является любовь. Еще в молодости, будучи унтер-офицером, он познакомился с девушкой из небогатой семьи — Марией Лазич — и полюбил ее, но, не имея средств к жизни, он не смог на ней жениться. Девушка вскоре погибла — сгорела от неосторожно брошенной спички. Предполагают, что это было самоубийство. Всю жизнь Фет не мог забыть ее, и эта любовная драма, как подземный ключ, питала его поэзию. «Ему открыта, ему знакома область, по которой мы ходим с замирающим сердцем и полузакрытыми глазами», — писал о любовной лирике Фета критик Дружинин. Любовная поэзия Фета так же чиста и свежа, как и пейзажная лирика, а зачастую эти две темы сливаются в одну, дополняя друг друга и придавая стихотворению еще больше впечатлительности. Таково, например, стихотворение: Ты скажешь, брося взор по голубой равнине: «И небо, и вода». Здесь остановим челн, на самой середине Широкого пруда.
Буграми с колеса волненье не клокочет, Чуть-чуть блестят струи. Так тихо, будто ночь сама подслушать хочет Рыдания любви. До слуха чуткого мечтаньями ночными . Доходит плеск ручья. Осыпана кругом звездами золотыми, Покоится ладья. Гляжу в твое лицо, в сияющие очи, О добрый гений мой! Лицо твое — как день, ты вся при свете ночи — Как призрак неземной! Теперь, волшебница, иной могучей власти У неба не проси. Всю эту ночь, весь блеск, весь пыл безумной страсти Возьми — и погаси! Наиболее известным из любовной лирики Фета являлось и является стихотворение «На заре ты ее не буди», которое было положено на музыку и стало популярным романсом. И здесь, как и во всей поэзии Фета, тема любви снова сливается с темой природы: На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит… Творческая деятельность Фета продолжалась более пятидесяти лет. И, будучи семидесятилетним стариком, он писал такие же свежие чувственные стихи, как и в двадцать. Фет был сторонником чистого искусства, он во всем искал красоту и гармонию, и находил их, и воспевал их в своей поэзии. Некрасов так отзывался об этой стороне дела: «Человек, понимающий поэзию, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет». «Романсы его распевает чуть ли не вся Россия», — писал о нем в 1863 году Щедрин. Но при всей значительности таланта Фета необходимо отметить, что тематика его поэзии ограничена. Почти вся она посвящена природе и любви. Его лирика лишена общественного звучания. Фет сознательно сторонился этой темы, считая, что поэзия должна служить только красоте, не затрагивая социальных вопросов..