Нет ни одной стороны жизни, которую не отразил бы А. С. Пушкин в своей поэзии. «Что же было предметом его поэзии?» — спрашивал Н. В. Гоголь. И отвечал: «Все стало предметом». Любовь и смерть, стремление к свободе и размышление о роли поэзии, природа и история — все гармонично и естественно вошло в стихи Пушкина.
Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина зарождаются еще в лицейские годы. В раннем стихотворении «К Лицинию» поэт предостерегает современников: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен».
Обличение самодержавия и крепостничества в оде «Вольность»
Л
И стихотворении «Деревня» отражало понимание Пушкиным свободы как личной независимости, свободы взглядов, свободы крестьян от крепостничества. Настроения лучшей части дворянской молодежи, охваченной революционным романтизмом, выразил поэт в дружеском послании П. Я. Чаадаеву — участнику войны 1812г., члену «Союза благоденствия» — организации будущих декабристов, философу. В стихотворении «К Чаадаеву» сливаются интимные и гражданские мотивы. Стихотворение пронизано высоким гражданским пафосом и оптимизмом:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья Напишут наши имена!
После поражения декабристов Пушкин не отрекается от своих взглядов. В стихотворении «Арион» в аллегорической форме, используя античную легенду о знаменитом певце, поэт воссоздает события на Сенатской площади. Пушкин не скрывает своей связи с декабристами: «Нас было много на челне… Пловцам я пел», но буря разметала всех по морю. Не многие устояли, не многие выплыли. Но певец волею судеб остался жив и верен своим принципам: «Я гимны прежние пою».
Послание Пушкина «В Сибирь» было передано ссыльным декабристам с Марией Волконской, которая добровольно ехала к мужу на каторгу. Это стихотворение стало психологической поддержкой декабристам:
Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье.
Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье.
Поэт стремился вселить в декабристов уверенность в нена — прасности их дела, веру в грядущую победу и торжество свободы, когда «оковы тяжкие падут, темницы рухнут…». Это стихотворение было актом гражданского мужества Пушкина, не
Отрекшегося от опальных друзей.
Одно из самых ярких политических стихотворений Пушкина — «Анчар». Оно, как и «Арион», построено на аллегории. Поэт использует полулегендарные сведения о растущем в пустыне ядовитом дереве как аллегорию самодержавной политики. Среди «чахлой и сухой» пустыни, «как грозный часовой», стоит анчар, источающий яд. Ни зверь, ни птица не приближаются к «древу смерти». Но в условиях деспотизма, когда нарушены законы естественного равенства людей,
… человека человек
Послал к анчару властным взглядом.
Для владыки жизнь раба не имеет цены. Выполнив приказ, раб доставляет владыке яд и сам умирает. Судьба его трагична. Деспотизм несет гибель не только людям своей страны, но и «соседям в чуждые пределы». Он порождает войны, уничтожение других людей.
Стремление к свободе, воле, независимости характеризует героев романтических поэм Пушкина «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Цыганы». Герои этих поэм чувствуют свой, разрыв с окружающей действительностью, ищут независимость, но представляют ее только вне общества, вне цивилизации. Такая свобода оказывается иллюзорной.
С вольнолюбивой лирикой тесно связана тема поэта и поэзии. Пушкин провозглашает задачу поэта и его творчества в стихотворении-декларации «Пророк». Томимый духовной жаждой, поэт должен стать проповедником истины и добра. В поэзии не-
Обходимо дать место всему многообразному миру, а не только прекрасному в нем, как утверждали некоторые поэты — современники Пушкина. Поэт-пророк обязан видеть и низкое, и возвышенное:
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Он не может быть бестрепетным наблюдателем. Поэзия только тогда воздействует на других, когда прошла через сердце поэта, которое «угль, пылающий огнем». Пушкин призывает поэта выполнить свою миссию:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей.
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Призывая поэта на гражданское служение, Пушкин пони — мал вместе с тем поэзию как божественный дар («Поэт», «Поэту»), которому в современном ему обществе уготована часто трагическая судьба, одиночество и непонимание читателями («Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа»). Поэтическим завещанием Пушкина явилось стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» К теме поэтического памятника обращались многие поэты еще со времен римского поэта Горация, начало оды которого Пушкин поставил эпиграфом к своему «Памятнику». В русской поэзии известны стихи М. В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул. Превыше пирамид и крепче меди…» и Г. Р. Державина «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид…». В «Памятнике» Пушкина впервые прозвучала мысль о мировом значении его как истинно русского национального поэта, к которому «не зарастет народная тропа». Пушкин ценит поэтическую славу выше царской. Он выполнил истинное назначение поэта тем,
Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
Пушкин уверен, что великая поэзия не знает границ, она близка всем людям «в подлунном мире»,
В «Памятнике» Пушкин выдвинул идеи народности, гражданственности, гуманизма поэзии как ее определяющих качеств.
Большое место в творчестве Пушкина занимает тема любви и дружбы. Пушкин преклонялся перед красотой женщины, воспевал ее. Многие стихи посвящены конкретным адресатам, на-
Пример «К Осиповой», «К Раевской». В некоторых имя зашифровано, как в стихах «К К***», где отражены сложные переживания отношений с А. П. Керн.
Для Пушкина героиня — олицетворение женственности, грации, «гений чистой красоты». Можно сказать, что это не конкретная женщина в ее реальном телесном облике, а образ любви вообще — «божество и вдохновенье».
В небольшом стихотворении дважды происходит смена интонаций: восторженность от «чудного мгновенья» первой встречи сменяется горечью вынужденного одиночества, когда
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Затем опять встреча с любимой пробуждает душу поэта, вселяет в нее вдохновенье. Любовь преображает человека. Стихотворение звучит как гимн любви, гимн жизни.
Любовная лирика Пушкина очаровывает чистотой, возвышенностью переживаемых чувств, их глубиной. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Не пой, красавица, при мне…» наполнены печалью от разлуки с любимой. Даже прекрасная природа Кавказа не может развеять грусть сердца, которое
Горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Стихи «Что в имени тебе моем?», «Для берегов отчизны даль — ной», «В последний раз твой образ милый» согреты безмерной нежностью, благородством. Поэт воспевает также неразделенную любовь. В стихотворении «Я вас любил…» герой «то робостью, то ревностью томим», испытывает муки безответной любви. Несмотря на неразделенность чувства, поэт желает женщине счастья, поднимаясь над эгоизмом отвергнутого. Подлинно благородны идущие от сердца слова:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Для Пушкина любовь — это всегда светлое чувство, вселяющее оптимизм, веру в жизнь даже в безответности. Любовь — это благо, Богом дар (человеку, возвышающее и облагораживающее его).