Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова 12

Сочинение на тему «Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова 12»

Лермонтов стал преемником Пушкина и явился центральной фигурой нового этапа развития русской литературы. В своих стихах он писал обо всем, что тревожило его сердце, от чего страдала его душа, о своих разочарованиях, надеждах и мечтах, о смысле жизни, о дружбе и любви, о назначении поэта и поэзии. Поэтому его лирику можно считать поэтической автобиографией, летописью становления души, поэзией мысли.
У Лермонтова были великие предшественники и современники. Немеркнущим кумиром для него был А. С. Пушкин. Также Лермонтова увлекла бунтарская, романтическая поэзия Байрона и личность английского поэта, принимавшего участие в освободительной борьбе у себя на родине, в Италии и Греции. По сравнению с поэзией предшествующего пушкинского периода, полной светлых надежд, стихотворения Лермонтова отличаются иным эмоциональным тоном. Трудно найти в русской лирике произведения более трагичные, чем «Гляжу на будущность с боязнью…» (1838), «И скучно и грустно» (1840), «Благодарность» (1840).
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
Одним из главных в лирике Лермонтова стал мотив одиночества. Слова с корнем «один» встречаются чаще других в создании поэтических образов: «белеет парус одинокой», «вверху горит одна звезда». О себе поэт говорит: «Як одиночеству привык…»
Лермонтов предельно откровенно изобразил состояние человека, который жаждет смерти. Ему хочется забыться в вечном сне, ведь ничто в окружающем мире не стоит того, чтобы жить. Люди — бездушные маски, прикрывающие безумие и пустоту, а жизнь — маскарад. Образ маски неразрывно связан с проблемой потерянного поколения, впервые в русской литературе глубоко осмысленной именно Лермонтовым. Он не может примириться с тем, что люди его поколения, усвоив «поздний ум» отцов, живут в бездействии, без цели, покорно и тихо. Нравственно опустошенные молодые современники не способны ни на труд, ни на подвиг, они равнодушны к наукам и искусству. Осуждая свое поколение, поэт прекрасно понимает, что сам является его представителем; не отделяя себя от своих современников, обвиняет и себя, поэтому часто употребляет местоимения «мы», «нас», «наше».
Страшный, трагический образ «обанкротившегося» поколения создал Лермонтов в стихотворении «Дума» (1838):
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Лермонтову было свойственно трагическое мироощущение. Поэт утверждает, что человек не может быть счастливым в этом несовершенном мире, в стране, где «стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка», 1829).
Осуждение, неприятие не каких-то отдельных сторон русской действительности, а всей Николаевской России, этой «страны рабов, страны господ», звучит в стихотворении «Прощай, немытая Россия…» (1841) — самом резком политическом выступлении Лермонтова, полном горьких и тяжких переживаний. Почти одновременно с этим Лермонтов написал стихотворение «Родина», в котором отразилась вся противоречивость отношения поэта к родине. Он называет свою любовь к России «странной», потому что любит ее «рассудку вопреки», отрицая все то, что с точки зрения общепринятой морали считалось истинным патриотизмом:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Лермонтову всегда было свойственно чувство высокой ответственности перед читателем. Он отрицательно относится к поэзии, которая стоит в стороне от общественной жизни России, он не принимает поэзию, которая только воспевает «страдальческую любовь». В ряде стихотворений Лермонтов определяет свое отношение к поэзии, свои творческие задачи, непосредственно связанные с запросами общества. С горечью признает Лермонтов, что его современники перестали понимать «простой и гордый язык» поэта.
В стихотворениях о назначении поэта и поэзии также звучат мотивы одиночества, отчужденности от общества. Особенно сильны они в одном из последних стихотворений — «Пророк» (1841). С точки зрения Лермонтова, истинный поэт является пророком, то есть он может и должен быть в ответе за будущее своей страны, указывая людям путь истины.
Поэзия Лермонтова отличается глубоким психологизмом, передает чувства радости и тревоги, печали, разочарования, надежды. Она обращена к эмоциональному и духовному миру человека и поэтому всегда будет интересна.