Вы находитесь: Главная страница> Пастернак Борис> Особенности композиции «Доктор Живаго»

Сочинение на тему «Особенности композиции «Доктор Живаго»»

«Доктор Живаго» удивляет тем, что
жизнь, изображенная в романе, меньше всего похожа на реальную.
Сюжетные линии переплетены искусственно, слишком много совпадений.
Но все эти совпадения нужны автору для того, чтобы выстроить
причинно-следственные явления в их непрерывной цепи.
Например, встреча двух главных героев произошла задолго до
их знакомства в Москве. В рождественский вечер еще совсем юные
Павел Антипов и Лара говорят о своей судьбе в полутемной комнатке
при зажженной свече в Камергерском переулке. Эту свечу замечает
с улицы Юрий Живаго, еще совсем не знакомый с ними, и с этого
увиденного пламени свечи («Свеча горела на столе, свеча горела»)
начинается роковое притяжение героев друг к другу. А затем, в этой
же комнате, совсем не подозревая, что это та самая комната, провел
последние дни своей жизни бывший доктор Живаго, и там же стояла
у его гроба Лара, которая зашла сюда случайно, чтобы воскресить
в памяти прошлое, совсем не догадываясь о том, что ее ждет.
Или, например, эпилог. Случайно встречаются те, кто знал Живаго
при жизни, вспоминают о нем, обсуждают свою общую с ним
судьбу и случайно же обнаруживают дочь Лары и Юры, Таню, которую
в свою очередь тоже случайно видит сводный брат Юрия Живаго,
Евграф.
Вызывает не меньшее удивление и начало повестовования, представляющее
собой плотный сюжетный узел, в котором сплетаются
незримо судьбы большинства основных персонажей романа: Юрия
Живаго, его дяди Николая Николаевича Веденяпина, которому отдана
роль главного толкователя исторических событий; Лары, возлюбленной
Юрии Живаго и жены Павла Антипова-Стрельникова —
Ники Дудорова, чей путь пунктиром прослеживается до конца романа.
В поезде, идущем по равнине вблизи усадьбы, в которой живет
Ника Дудоров, совершается самоубийство отца Юрия Живаго, свидетелем
которого становится другой персонаж, Миша Гордон, а также
будущий революционер Тиверзин, с которыми также будет связана
судьба Юрия. В этом же поезде едет «плотный, наглый, гладко выбритый
и щеголеватый адвокат» Комаровский, сыгравший злую роль
в судьбе Лары и Юры, ставший почти прямым виновником самоубийства
отца Юрия. Находящиеся в усадьбе издалека видят остановку
поезда, предполагают какое-то несчастье, но они, конечно же,
не могут предвидеть, что случившееся в поезде в дальнейшем пересечется
с их судьбами.
И много еще в романе можно найти искусственных стяжек, но
это не самоцель произведения. Основной целью романа является
попытка автора осмыслить революцию.
Вначале главный герой восхищен революцией: «Главное, что гениально?
Если бы кому-нибудь задали задачу создать новый мир,
начать новое летоисчисление, он бы обязательно нуждался в том,
чтобы ему сперва очистили соответствующее место. Он бы ждал,
чтобы сначала кончились старые века, прежде чем он приступит
к постройке новых, ему нужно было круглое число, красная строка,
неисписанная страница.
А тут, нате пожалуйста. Это небывалое, это чудо истории, это
откровение ахнуло в самую гущу продолжающейся обыденщины,
без внимания к ее ходу. Оно начато не с начала, а с середины, без
наперед подобранных сроков, в первые подвернувшиеся будни,
в самый разгар курсирующих по городу трамваев. Это всего гениальнее.
Так неуместно и своевременно только самое великое».
Но все эти восторги будут смяты жестокой реальностью. Думал
ли так сам автор? Скорей всего он просто давал приметы времени
и указывал на причины дальнейшей катастрофы. Интеллигенция,
таквосторженно воспринимавшая революцию, сама ее сотворилаи сама
от нее пострадала. С развитием романного действия главный герой
понимает истоки трагедии: «А выяснилось, что для вдохновителей
революции суматоха перемен и перестановок единственная родная
стихия, что их хлебом не корми, а подай им что-нибудь в масштабе
земного шара. Построения миров, переходные периоды — это их самоцель.
Ничему другому они не учились, ничего не умеют. А вы
знаете, откуда суета этих вечных приготовлений? От отсутствия определенных
готовых способностей, от неодаренности», — так Юрий
объясняет Ларе суть революционных устремлений. Сама Лара тоже
дает оценку революционному опыту: «Насколько я заметила, каждое
водворение этой молодой власти проходит через несколько этапов.
В начале это торжество разума, критический дух, борьба с предрассудками.
Потом наступает второй период. Получают перевес темные
силы «примазавшихся», притворно сочувствующих. Растут
подозрительность, доносы, интриги, ненавистничество».
Революция несет смерть. К такому выводу приходит главный
герой. Автор же дает подтверждение этой мысли не только судьбой
Юрия, но судьбой Павла Антипова-Стрельникова, мужа Лары. Он
ушел в революцию, добровольно отказавшись от жены и дочери,
чтобы потом вернуться к ним состоявшимся человеком, истинным
революционером. Но революция убила его не только своей жестокостью,
но и тем, что ему постоянно приходилось лгать, оправдывать
кровавые жертвы во имя светлого будущего. Антипов-Стрель-
ников застрелился.
Доктор Живаго дает свое толкование совершаемых самоубийств
и смертельных болезней: «В наше время очень участились микроскопические
формы сердечных кровоизлияний. Они не все смертельны.
В некоторых случаях люди выживают. Это болезнь новейшего времени.
Я думаю, ее причины нравственного порядка. От огромного
большинства из нас требуют постоянного, в систему возведенного
криводушия. Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день
проявлять себя противно тому, что чувствуешь; распинаться перед
тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастье».
Революция несет смерть — вот главная мысль романа. Доктор
Живаго в конце романа продолжает существовать по инерции,
в нем революция убила все, что когда-то составляло смысл его жизни.
Он отказывается от медицины, от литературы. Он опустившийся
и сознающий свое падение человек, вокруг которого грязь и беспорядок.
Брат Евграф пытается его спасти, но этот всплеск энергии приводит
Юрия к физической гибели.
И смысловым центром всех этих коллизий является судьба главного
героя Юрия Живаго. Развитие этого образа от жизни к смерти
заключает главную мысль романа — революция несет смерть, она
уничтожает все истинно творческое. Но где же выход, если революция
совершилась и надо найти способ жить при ней? Доктор Живаго
понимает, что только религиозное осмысление может дать ответы
на все вопросы.