Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» завершает (вместе с «Де¬моном») развитие романтизма в творчестве поэта, а вместе с тем
— и эпоху романтизма в русской литературе. «Мцыри» — роман¬тическая поэма-исповедь, сохраняющая традиционные для это¬го жанра черты стиля и композиционные приемы. Форма поэмы- исповеди, в которой рассказ ведется от первого лица, позволяла полнее раскрыть душу героя, но эту традиционную форму Лер¬монтов подверг коренной перестройке, создав собственный, глу¬боко оригинальный вариант романтической поэмы. Художествен¬ным открытием Лермонтова стало и создание образа Мцыри — героя нового типа, во многом отличающегося от героев-романтиков, утвердившихся к этому времени в европейской литературе.
Патетическая исповедь Мцыри обращена к «чернецу» — православному монаху; в ней юный послушник рассказывает о «трех блаженных днях», проведенных им на воле, о высокой цели, к которой он стремился (найти дорогу к «родимому краю», обрести отчий дом) и которая так и не была им достигнута. Ис¬поведь героя дается автором как бы в двойном обрамлении. Вначале Лермонтов говорит об истории присоединения Грузии к России и о благих последствиях этого союза: «И божья благо¬дать сошла на Грузию!..» Далее следует история юноши-горца, который воспитывался в монастыре, а незадолго до постриже¬ния в монахи исчез и был найден в степи «без чувств», изранен¬ным и умирающим.
Краткое изложение сюжета, данное в авторском вступле¬нии, готовит читателя к пониманию психологического состо¬яния рассказчика, «кавказского пленника», монолог которого составляет основное содержание этого произведения. Как во вступлении, так и в основной части поэмы автор отказывается от романтического принципа загадочности, недоговоренности, таинственности.
В своей исповеди герой предстает как независимая и духов¬но свободная личность. Его «могила не страшит», он жаждет обрести жизнь, «полную тревог», узнать радость борьбы, «об¬няться с бурей». Это цельная, страстная натура:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть…
Юношу гонит из монастыря не только тоска по родине. Мцы¬ри жаждет прорваться в «чудный мир тревог и битв», познать и испытать себя, он мечтает
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
Лермонтовского послушника переполняют чувства, его пе¬реживания отличаются яркостью и масштабностью. «Пламень», а не хлад «с юных дней, таяся, жил в груди» юноши. «Странной, сладкою тоской» охвачен он, видя во сне образ прекрасной гру¬зинки. Отчаявшись найти дорогу в «родимую страну», Мцыри падает на землю, «в исступлении» рыдает, грызет «сырую грудь земли».
По типу сознания (духовная независимость, масштабность переживаний, стремление к свободе) Мцыри близок к байронов- ским героям, к персонажам пушкинских «южных поэм». В по¬эме звучат и традиционные для «байронизма» мотивы одиноче¬ства, бегства героя от чуждого ему окружения, поиска идеальной страны («утраченного рая»), но у Лермонтова они психологи¬чески оправданы. Стремление Мцыри к свободе — не бунт разо¬чарованного романтика-индивидуалиста. Юноша бежит не от людей, а к людям — к отцу и матери, к сестрам, к «смуглым ста¬рикам» из родного аула. Его одиночество и тоска объясняются реальными жизненными обстоятельствами, ведь Мцыри — по¬слушник поневоле, он вынужден жить среди чуждых ему по духу людей. Если монахи «лежали ниц» во время грозы, то Мцыри, напротив, «как брат, обняться с бурей был бы рад». Ему чуждо и христианское смирение, покорность судьбе, а потому он, с гор¬достью выслушав увещевания старика монаха, перед лицом смерти говорит: «…о прощенье не молю».
Стиль поэмы, безусловно, может быть назван романтичес¬ким. Речь героя эмоциональна, насыщена яркими метафорами (страсть «сожгла» душу Мцыри; вспоминая своих сестер, он видит «лучи их сладостных очей»), оценочными эпитетами («ужасный час», «невольный трепет», «отрадный сон»). Вместе с тем Лермонтов широко использует и средства реалистическо¬го письма. В речи героя преобладают слова, точно и прямо опи¬сывающие предметный мир («прозрачная зелень» листов, «уз¬кая тропа», «сухой бурьян»). Образ «родимого края» — роман¬тический образ далекой прекрасной страны, в которой человек живет в естественной среде, в гармонии с природой, — создает¬ся в поэме из обрывочных воспоминаний героя («Все это смут¬ной чередой / Вдруг пробегало предо мной»). Но даже в описа¬нии «мечты» господствует точный, «пушкинский» язык: в ауле воздух наполнен гулом «домой бегущих табунов», дальним лаем «знакомых псов».
Желание обрести отчий дом для Мцыри превыше всего, и об этом он, послушник православного монастыря, говорит, и стоя на пороге смерти:
…за несколько минут Между крутых и темных скал,
1де я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…
«Кавказскому пленнику» не удалось найти дорогу к отчему дому, но он пережил минуты высокого счастья, успел ощутить всю полноту жизни, увидеть красоту и великолепие природы. Роман¬тическим мотивом слияния с природой пронизан весь монолог героя. Мцыри вдыхает «ночную свежесть» лесов, «угадывает» тайные «думы» каменных скал, слушает крик шакала, любуется тем, как играет на песке змея, он говорит о «дружбе… меж бурным сердцем и грозой». Развитие этого мотива достигает кульминации в описании поединка Мцыри с барсом. Это бой двух равных и близких друг другу существ. Раненный юношей барс стонет, «как человек», а герой «пламенеет» и визжит, «как барс»; противники ведут бой, «обнявшись крепче двух друзей». Схватка Мцыри с барсом приобретает в поэме символическое звучание: это проти¬востояние прекрасного и могучего животного и столь же прекрас¬ного и могучего человека, природных сил и Личности.
Бесстрашный и благородный, наделенный пламенным серд¬цем и огромной моральной силой, Мцыри гибнет безвестным послушником, не найдя ни в ком понимания, оставшись одино¬ким. В поэме романтический мотив одиночества окрашен высо¬ким трагизмом (…угрюм и одинок, / Грозой оторванный лис¬ток…») и подчеркнут композиционно: страстная исповедь героя о трех днях, проведенных им на воле, становится его предсмер¬тным монологом, обращенным к «бессильной старости», более того — к православному монаху, который принципиально не способен разделить с героем идею бунта.
Однако несмотря на трагическое одиночество Мцыри и тра¬гическую развязку его истории, поэма в целом проникнута жиз¬неутверждающим пафосом. Лермонтовский герой, с его жаж¬дой жизни, непосредственностью и любовью ко всему сущему, представляет собой полную противоположность героям Жу¬ковского (в поэмах которого поэтизируется разрыв с бренным и греховным миром) или персонажам пушкинских «южных поэм».