Во время Отечественной войны 1812 г. В. А. Жуковский вступает ратником в московское дворянское ополчение и присутствует в составе резерва на Бородинском поле во время сражения. Итогом патриотического вдохновения поэта явилась его ода-элегия «Певец во стане русских воинов», сочиненная в обстановке военного бивака, в Тарутине, в штабе М. И. Кутузова, где находился Жуковский после оставления Москвы. Гимн Жуковского получил широкое распространение и признание в армии еще до напечатания (в конце 1812 г. в «Вестнике Европы» и двумя отдельными изданиями в 1813 г.) и стал одним из лучших произведений, рожденных Отечественной войной 1812 г. «Певец во стане русских воинов» «сделал эпоху в русской словесности и в сердцах воинов»,- свидетельствует И. Лажечников в «Походных записках русского офицера» (1820).
Вечером на поле брани певец в кругу воинов, поднимая кубок, хочет воздать славу героям Отечественной войны. Уносясь мыслью в прошлое, он называет исторических героев, послуживших обороне Родины своим ратным трудом: Святослава, Дмитрия Донского, Петра I, Суворова. Жуковский вспоминает предков в назидание потомкам: «Да в чадах к родине любовь зажгут отцов могилы».
Следующий кубок — Отчизне. Поэт нашел теплые слова и задушевные интонации, выразившие его сыновнюю любовь к Родине. Центральную часть произведения занимает речь в честь «ратных и вождей», объединенных общей целью — победить врага. Далее следуют портреты полководцев: Кутузова, Ермолова, Раевского, Милорадовича, Витгенштейна, Коновницына, Платова и др. Отдав долг погибшим, певец призывает живых отомстить врагу, посягнувшему на независимость народа. Жуковский отмечает освободительный характер войны, которую ведут русские воины:
Их подвиг свят: то правых брань
С злодейскими ордами.
Пришло разрушить их мечам
Племен порабощенье.
«Певец во стане русских воинов» — яркий образец русской гражданской поэзии. Жизнь потребовала от поэта-романтика выхода за пределы «мечтательного мира».
Произведение Жуковского связано с традициями одической поэзии. Это нашло выражение не только в высоком патриотическом пафосе гимна, но и в особенностях его формы: славянизированная лексика («там днесь его могила», «горе подъял ужасну брань»), отзвуки классицизма в батальной живописи (стрелы, щиты, перуны и т. д.), местами одическое витийство, местами дидактические сентенции. Но вместе с тем стихотворение Жуковского принадлежит к романтической поэзии. Элементы оды сочетаются с чертами элегии. Певец запевает свою песню на бранном поле, в ночной тиши, при свете луны. В высоте «воздушными полками» мчатся тени героев прошлого. Героическое и элегическое глубоко объединяются лирической интонацией, свойственной стихотворению Жуковского.
После успешного сражения под селом Красным Жуковский пишет послание «Вождю победителей», обращенное к Кутузову и в торжественных шестистопных ямбах рисующее общий ход войны с Наполеоном. Через два года, в связи с победоносным окончанием заграничного похода русской армии, Жуковский выступает с обширным посланием «Императору Александру», напечатанным в 1815 г. Еще более торжественное по стилю, чем послание Кутузову, это произведение написано с позиций просвещенного абсолютизма. Отвергая «самовластительство» Наполеона, врага «свободы», Жуковский считает гибельным и неповиновение трону. Но он хочет, чтобы уважение подданных было данью «не власти, не венцу, но человеку». Поэт призывает царя «поверить народу», «все величие» которого «явилось» в подвиге народной войны.