Изучая с ранних детских лет творчество Александра Сергеевича Пушкина, гениального русского поэта, мы все же знаем его поверхностно и, перечитывая произведения великого поэта, открываем все новые и новые грани его творчества.
Это мое глубокое убеждение, в котором я только утвердился, когда перечитал роман в стихах «Евгений Онегин».
Широта охвата действительности, многоплановость, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита делают роман уникальным. Именно поэтому «Евгения Онегина» великий русский критик В. Белинский назвал энциклопедией русской жизни 20-х годов XIX столетия.
В этом произведении Пушкин анализирует социально-исторические условия своего времени, акцентирует внимание на наиболее животрепещущих проблемах. Пушкин изображает духовную жизнь, быт, нравы различных слоев русского общества.
Показав трагедию поколения Онегина и осудив тем самым общественный строй России, автор утверждает в романе такой идеал общества, при котором личность могла бы свободно развиваться. Поэт стремился изобразить начавшийся поворот в обществе, пробуждение в нем интереса к жизни и быту народа.
Вот почему идея обновления и возрождения личности через общение с народом приобретает особое значение. Эта идея получила свое воплощение прежде всего в образе Татьяны.
Пушкин был близок к декабристским кругам, поэтому он резко осудил взгляды патриархального дворянства. Десятая, дошедшая до нас лишь в отрывках глава полностью посвящена декабристам.
Главное занятие московских дворян — пустая болтовня, слепое подражание всему иностранному, сплетни, распространяющиеся со скоростью звука. Пушкин с нескрываемым сожалением констатирует, что известность человека зависит от его материального положения. Он показывает бездуховность столичного общества, пустые интересы его представителей, их умственную ограниченность. Время в Москве как будто остановилось:
Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец.
Но Москва показана не только с плохой стороны. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен, но вместе с тем поэт любит Москву:
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
А с какой гордостью за свою Отчизну написаны строки, посвященные Москве 1812 года! Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы, коленопреклоненной…
Итак, чем живет московское высшее общество, мы знаем. А чем отличается светская жизнь в столице? В первой же главе романа автор предоставляет нам возможность проследить за живущим в Санкт- Петербурге главным героем, за его увлечениями и заботами. Поднявшись утром, Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
После обеда с изысканнейшими блюдами и напитками — театр, затем бал, где
Кругом и шум и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам…
Под утро утомленный Онегин едет домой, где это «забав и роскоши дитя»
Спокойно спит в тени блаженной…
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера.
Воспитание Онегина — типичного представителя петербургского света — лишено национальных основ. Онегин не приучен к труду, вся его жизнь лишена забот. Все петербургское общество живет такой же бессмысленной жизнью.
Пушкин с присущей ему лаконичностью описал и провинциальное дворянство. Портреты помещиков поразительно ярки: И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.
Не из Пушкина ли произрастает сатирическая манера Гоголя? Провинциальное общество не столь чопорно в сравнении с Москвой и Петербургом. Описывая поместное дворянство, Пушкин ограничивается лишь мягкой иронией и не столь резко обличает.
Черты поместного дворянства наиболее полно отражены в образах членов семьи Лариных. Глава семейства Дмитрий Ларин, «простой и добрый барин», уже умер. Его вдова Прасковья Ларина в девичестве увлекалась французскими романами, вздыхала о некоем «славном франте, игроке и гвардии сержанте» и, выйдя замуж за безразличного ей на первых порах человека, который увез ее в свою деревню, Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась,
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала…
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы…
Прасковья Ларина хранила «привычки милой старины», была религиозна и справляла все церковные праздники.
Татьяна и Ольга представляют молодое поколение семьи. Говоря об Ольге, Пушкин ограничивается кратким описанием внешности, так как ее душевный мир не представляет интереса для поэта.
Зато образ Татьяны раскрыт полно. В любимых книгах она видела другую жизнь, более значительную, богатую событиями, других людей, более интересных. Главное душевное качество Татьяны — высокое благородство, поэтому она наиболее близка к народной жизни с ее обычаями и нравами.
Говоря о столице и провинции, мы не можем не затронуть тему народа. Пушкин был убежден, что народ с его неограниченными потенциальными возможностями может стать созидательной силой, которая так необходима России на данном переломном этапе.
Нужно отметить, что Пушкин, говоря о крепостных слугах, всякий раз указывает на то, как трудно им живется. Но в основном Пушкин изображает господ, а не слуг и крестьян.
Необходимым фоном для изображения дворянской жизни служит русская природа. Пушкин рисует зимние и осенние пейзажи, описывает весну:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Роман «Евгений Онегин» стал «энциклопедией русской жизни», потому что в нем всесторонне изображены самые главные и самые характерные тенденции жизни русского общества двадцатых годов XIX века. Пушкин полно и глубоко вскрыл появление опасной и модной болезни разочарования, объяснил ее причины разобщенностью передового дворянства и народа, наметил выход общества из кризисного состояния, из социального нездоровья.
Россия часто переживала трудные моменты истории. И нельзя забывать наших великих людей, среди которых Пушкин занимает первое место. Если их помнить, можно в будущем избежать многих ошибок.