Отрывок из пятой статьи В.Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина»
Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? Почти всегда любовь и дружба, как чувства, наиболее обладавшие поэтом и бывшие непосредственным источником счастия и горя всей его жизни. Он ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением. Самая грусть его, несмотря на ее глубину, как то необыкновенно светла и прозрачна: она усмиряет муки души и целит раны сердца. Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической, — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность. К этому прибавим мы, что если всякое человеческое чувство уже прекрасно по тому самому, что оно человеческое (а не животное), то у Пушкина всякое чувство еще прекрасно как чувство изящное. Мы здесь разумеем не поэтическую форму, которая у Пушкина всегда в высшей степени прекрасна; нет, каждое чувство, лежащее в основании каждого его стихотворения, изящно, грациозно и виртуозно само по себе: это не просто чувство человека, но чувство человека художника, человека артиста. Есть всегда что то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства. Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрачно идеального: она вся проникнута насквозь действительностью; она не кладет на лицо жизни белил и румян, но показывает ее в ее естественной красоте… (…) И при всем этом, кроме высокого художественного достоинства формы, такое артистическое изящество человеческого чувства! Нужны ли доказательства в подтверждение нашей мысли? — Почти каждое стихотворение Пушкина может служить доказательством. Если б мы захотели прибегнуть к выпискам, им не было бы конца…
(В.Г. Белинский. Из статьи «Сочинения Александра Пушкина»)
Пушкин, величайший гений русской и мировой литературы, всегда привлекал к себе внимание Белинского.
Великий поэт нашел в великом критике такого истолкователя, какого не имел до того ни один поэт в мире. Никто ни до, ни после Белинского не дал такого глубокого и вдохновенного анализа творчества поэта, какой дал Белинский. Пристальное внимание и тонкое понимание поэзии Пушкина содержит и пятая статья В.Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина».
Исходным пунктом суждений Белинского о Пушкине было признание его творчества реалистическим, выросшим на почве современной Пушкину русской действительности. Одним из отличительных свойств лирической поэзии Пушкина Белинский считает ее гуманность. Поэт ничего не отрицает, не проклинает, но на все в жизни смотрит с любовью и благословением. Чувства любви и дружбы, бывшие постоянным источником счастья и горя в жизни Пушкина, в его поэзии удивительно светлы и прозрачны, способны смирять муки души и целить раны сердца.
Другими замечательными свойствами поэзии Александра Пушкина Белинский считал особое изящество чувства. Каждое чувство, лежащее в основе его стихотворения, — это не просто чувство человека, но чувство человека художника, человека артиста. Оно всегда благородно, кротко, нежно и грациозно.
Отличительной чертой поэзии Пушкина Белинский считал также ее естественность, правдивость, искренность, отсутствие позы, манерности, ходульности. Поэзия Пушкина вся проникнута насквозь действительностью, но показывает ее в ее действительной красоте и форме, полной художественного достоинства.
Все лучшие возможности, все богатства человеческого духа раскрыты в поэзии Пушкина. К особенным ее свойствам Белинский относил ее способность развивать в людях чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека.
Все эти благороднейшие особенности поэзии Пушкина приводят к тому, что, по мнению Белинского, «ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства».
В заключение Белинский говорит о том, что каждое стихотворение поэта может служить доказательством истинности его выводов.
Разделяя точку зрения великого критика на достоинства поэзии Пушкина, в качестве иллюстрации его мыслей обратимся к прекрасным творениям поэта.
В стихотворении «Я вас любил…» А.С. Пушкина выражено удивительное по чистоте и подлинности человеческое чувство. Чуждое всякого эгоизма, человечное! Поэт любит, его не любят. Но нет в душе ни тени досады или обиды. Ни слова упрека той, которая не отвечает ему взаимностью! Все мысли о ней: только бы не опечалить, не потревожить.
Перечитаем последние четыре строки стихотворения:
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Только одно желание у поэта: чтобы она была счастлива с тем, кого любит, чтобы тот, другой, любил ее так же «искренно и нежно», как любил ее поэт.
Вот это отсутствие всякого эгоизма, эта человечность, гуманность и волнует нас, потому что поэт сумел нам это свое высокое чувство передать.
А как просто оно написано! Практически все слова употреблены поэтом в своем прямом значении, единственное исключение — глагол «угасла» по отношению к любви, однако это метафорическое употребление не выглядит каким то выразительным приемом.
По жанру это стихотворение — элегия. В создании эмоциональной напряженности большую роль играет трехкратное повторение словосочетания «я вас любил…», а также параллели и повторы однотипных конструкций («безмолвно, безнадежно», «то робостью, то ревностью», «так искренно, так нежно»).
Эти повторы создают энергию, многообразие лирического волнения и одновременно элегическую наполненность поэтического монолога, который заканчивается гениальной пушкинской находкой — исповедь сменяется страстным и прощальным пожеланием: «Как дай вам бог любимой быть другим».
Музыка стиха чарует нас. Слова — обычные, и интонация — живого доверительного разговора, как будто это и не стихи вовсе, а просто поэт с другом разговаривает. Гармоничность и музыкальность стихотворению придает пятистопный ямб с пиррихиями и точные, простые рифмы, а также отсутствие переносов, совпадение синтаксической структуры словосочетаний и предложений со стихотворной строкой. Великолепна звукопись в стихотворении: чередование ласкового и печального звука [л] с сонорными [р] и [н].
Действительно, истинны слова Белинского о поэзии Пушкина, что чувство, лежащее в ее основе, всегда кротко, глубоко и гуманно. Это ли не призвание поэта — будить лучшие чувства! Во всех людях. И даже в тех, которые не понимают и не принимают «высокого искусства».