Лермонтов — поэт своего времени. Про него с уверенностью молено сказать, что характер его творчества и его направленность определяло историческое развитие общества. Большую часть своих произведений (в том числе и прозу) Лермонтов создавал, глядя на свое поколение. Отсюда и название известного романа — «Герой нашего времени».
Уже первые стихотворения Лермонтова, написанные в самом юном возрасте, поражают безотрадностью, разочарованностью в жизни и в людях. Но все это вполне объяснимо: Лермонтов — поэт эпохи, его стихи суть размышления о том, что окружает его. В известном стихотворении Лермонтова «Бородино» есть слова:
Да, были люди в паше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Здесь звучит мотив разочарованности в молодом поколении. Создается впечатление (впрочем, не только при прочтении этого произведения), что поэт — старик, убеленный сединами. Мировосприятие Лермонтова в действительности таково, что он смотрит на своих сверстников глазами старика.
Мысль о людях «нашего времени», прозвучавшая в стихотворении «Бородино», — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии. Тоска по жизни, по настоящей жизни, внушила поэту подобные строки. Именно это чувство, смешанное с благородным негодованием, является основой лирики Лермонтова.
Еще Белинский (один из лучших русских критиков) писал, что век, в который довелось жить ему, Лермонтову и еще многим знаменитым современникам, — «век по преимуществу исторический». И вся деятельность людей, все их думы, вопросы и ответы вырастают «из исторической почвы и на исторической почве». Отсюда Белинский делает вывод, что «наш век есть век сознания, философствующего духа, размышления, «рефлексии».
Лермонтов стал ярчайшим представителем этого века. Его «философствующий дух» в полной мере проявился в стихотворении «Дума». Поэт здесь говорит о новом поколении. Слова его полны горечи и сожаления:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Поэт не видит будущего у нового поколения. Главная беда его представителей состоит в бездействи. Пассивность общества Лермонтов объясняет очень просто:
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жить уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Люди не успевают начать жить, как жизнь им уже наскучивает. Им хватает опыта своих отцов и утомляет процесс накапливания своего собственного опыта. Пол говорит «мы», подразумевая и себя под представителями нового поколения. Его точно так же «томит жизнь», он так же ненавидит и любит «случайно», он, наряду с другими, называет себя «промотавшимся отцом» будущих поколений.
Эти стихи, написанные как будто с большой долей субъективности, с упором на авторское «я», на самом деле имеют общечеловеческий смысл. В нем, наверное, каждый представитель одного поколения с Лермонтовым находил отражение своих собственных мыслей и чувств, разгадку собственного уныния и душевной апатии. Да и в наше время некоторые люди смогут найти в этом стихотворении частичку своих мыслей и отголосок своих терзаний.
Жалобы на жизнь, прозвучавшие в стихотворении «Дума», отнюдь не единичны в лирике Лермонтова. Они присущи очень многим его творениям, в частности, небезызвестному стихотворению «И скучно и грустно». Вывод, который делает поэт в конце стихотворения, вполне в его духе:
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…
Это стихотворение читать не просто тоскливо, но и страшно. Какая апатия, какой упадок духа! Сразу же на ум приходит Пушкин с его брызжущим через край жизнелюбием. Казалось бы, оба поэта жили в одно и то же время, но насколько разное у них было мировосприятие! Как сказал тот же Белинский, стихотворение «И скучно и грустно» — «потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни».
Творчество Лермонтова — портрет эпохи. Его мрачные умонастроения — не что иное, как реакция на жизнь общества, в котором ему довелось жить. Поэтому худшие, мрачнейшие стороны жизни того времени можно изучать по лирике Лермонтова. А если мы захотим все же составить полную картину и увидеть также плюсы, светлые стороны, то достаточно обратиться к жизнелюбивой лирике Пушкина.