Образ Демона, то есть ангела, изгнанного из рая, возникает в лирике Лермонтова иг единожды ( обетвгпно, размышления о небе и земле, об ангелах и демонах Г>ыли постоянными спутниками Лермонтова. Итогом этих размышлений явилась поэма «Демон». Поэт редактировал ее восемь раз, что показывает, как он постоянно «оттачивал» свое произведение, пытаясь придать ему безукоризненную форму. Без сомнения, это ему удалось.
Образ Демона с его нечеловеческими страстями, ясным, холодным разумом, красноречием, с его вечными великими страданиями остался в русской литературе одним из сильнейших художественных образов. Характер Демона многогранен он мятежен и бескомпромиссен, знающ и мудр, красив и коварен. Вместе с тем в нем живет неудовлетворенность не только миром, но и самим собой, страстная жажда идеалов «любви, добра и красоты». Таким образом, Лермонтовский герой не просто воплощение тьмы:
Ты был не ада дух ужасный,
Порочный мученик — о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет!..
Демон полюбил земную женщину, Тамару. Причем его любовь — это не обыкновенная привязанность мужчины к женщине, а именно чувство демона, то есть создания неземного, вечного:
Люблю тебя нежнешней страстью,
Как полюбить не можешь ты:
Всем упоением, всей властью
Бессмертной мысли и мечты.
Любовь к Тамаре преображает его. Ему уже кажется, что се образ он хранил в душе «с начала мира». Эта любовь заставляет его пересмотреть свое существование:
Лишь только я тебя увидел —
И тайно вдруг возненавидел
Бессмертие и власть мою.
Я позавидовал невольно
Неполной радости земной…
Но, как бы ни стремился герой к любви, к забвению, он остается Демоном, то есть воплощением зла. И как бы он ни хотел «с небом примириться», он уже отвергнут Богом: его удел — вечные скитания. Героиня не смеет противиться страсти Демона и погибает от его поцелуя.
В поэме Лермонтова сосуществуют два мира. Тамара принадлежит к земному миру природы, радости и красоты. Недаром автор, рассказывая о Тамаре, подчеркивает какие-то бытовые детали. Яркое подтверждение тому: ее танец, показывающий нам земную женщину с земными чувствами. Мир Демона абстрактен, это мир чистого знания, беспредельности, вечности. Трагедия Демона — в разобщенности этих двух миров. Разобщенность и порождает ту катастрофу, которой заканчивается поэма. Тамара навеки погибла, Демон остался навеки несчастен. Более того, он оставил свои мечты о примирении с небом, он их проклял:
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!..
Тамару же унес на небо Ангел. Если смотреть объективно, то и Тамара не «спасена», и Демон не проклят. Они оба просто возвращаются к тому состоянию, в котором находились вначале. Она — к «райским» истокам, он — к своим вечным блужданиям. Это диалектика мироздания. Лермонтов не раз говорил об этом. Выражением взгляда поэта на устройство мира является клятва Демона. Помимо того, что это — образец поистине «дьявольского» красноречия, клятва показывает нам двойственное понимание действительности Демоном: Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством…
Демон видит мир «в объеме», с высоты своего полета, поэтому и стоят в его клятве рядом «позор преступленья» и «правды торжество». В подобном видении мира Лермонтов очень сходен со своим героем. Может быть, именно поэтому образ Демона так навязчиво преследовал его долгие годы и, наконец, нашел свое великолепное воплощение в одноименной поэме.