Печорин. С ним мы знакомимся в первой же повести романа, но знакомимся не напрямую, а узнаём о нём из уст Максим Максимыча. Затем в повести “Максим Максимыч” нам о Печорине рассказывает сам автор, а потом мы читаем “Журнал Печорина”, где, как мне кажется, полностью и всесторонне раскрывается характер и душа Печорина. Так что же представляет собой этот человек?
Печорин — молодой человек, живший сначала в Петербурге, но которому надоела, наскучила и приелась эта однообразная жизнь. И он, подобно Онегину от хандры, ищет различные способы изгнания своей скуки. Мы можем сказать, что Печорин — нравственный калека, но он же родился таким, так как на характер человека влияют социальные условия и среда, в которой он находится. Печорин от природы остроумный, глубокомыслящий человек, с отзывчивым сердцем и твёрдой волей. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам. Если проследить и проанализировать взаимоотношения Печорина с другими героями, то в любых из них проявляются различные стороны и черты характера этого героя, а также чувства его. Так, взаимоотношения с доктором Вернером складывались на почве взаимопонимания, искренности, открытости и доверия. С Максим Максимычев — дружественные отношения. Но не нужно думать, что в повести “Максим Максимыч” Печорин резко изменился, что казалось бы подтверждается сухостью его разговора, нет, достаточно вспомнить, зачем едет Печорин в Персию, чтоб понять его. В отношениях с Грушницкими у Печорина сначала возникает зависть, затем ненависть и злоба, но проявляются и положительные качества его характера. Так, например, перед дуэлью он первый выражает готовность примириться с противником. Но, как мне кажется, в отношениях с Верой проявились и вылились все самые лучшие душевные качества Печорина. Печорин любил Веру, потому что только она понимала его совершенно. Его очерствевшее сердце горячо и страстно откликается на душевные движения этой женщины. Но сам Печорин понял, что любит её, только тогда, когда потерял её. И тогда он скачет за уехавшей княгиней и, видя, что не догонит далеко умчавшееся счастье, падает на траву и плачет, как ребёнок. И здесь, как мне кажется, будет уместным высказывание Белинского: “Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит её страдание и оросит благодатный дождь, — и она произрастит из себя пышные цветы небесной любви.”
А в выводе я хочу сказать о трагедии Печорина и других личностей 30-х годов XIX века. Да, именно трагедия. И состоит она в том, что последним способом изгнания скуки — есть смерть, в отличие от времён Онегина, когда разочаровавшемуся в жизни человеку можно было уйти к декабристам. А также трагедия в том, что всем самым прекрасным качествам лучших людей того времени суждено погибнуть