В литературе каждого народа есть книги, которым, по выражению В. Белинского, «суждено никогда не стареть». Одним из таких вечно молодых произведений русской классической литературы является роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Написанный в конце 30-х годов позапрошлого столетия, роман затрагивал самые острые и существенные вопросы общественной жизни и отразил русскую действительность того времени.
Действие романа «Герой нашего времени» происходит на Кавказе в первой половине XIX века. Лермонтов хорошо знал природу Кавказа и воинственный быт горских народов. Впервые он приехал на Северный Кавказ в пятилетнем возрасте вместе с бабушкой, куда она привезла его, чтобы поправить здоровье. Затем Лермонтов вновь оказался на Кавказе в 1837 году. Он жил в Пятигорске, побывал в Тифлисе. Новый приезд на Кавказ был связан с участием Лермонтова в военных действиях в рядах Тенгинского пехотного полка. И, наконец, последний приезд на Кавказ в 1841 году, закончившийся дуэлью и смертью великого поэта. Хорошее знакомство с природой страны, обычаями и преданиями ее народов позволило Лермонтову создать целый ряд произведений, где звучит кавказская тематика: поэма «Ис- маил-Бей», стихотворение «Мцыри», поэма «Демон», роман «Герой нашего времени». Для Лермонтова Кавказ был «жилищем вольности простой», «суровым краем свободы».
В романе «Герой нашего времени» реалистически изображены природа Кавказа, быт и характеры горцев. Величественные горы, вершины, покрытые снегом, глубокие ущелья, куда страшно заглянуть, быстрые горные реки, реалистические детали воинственного быта, обычаев горцев все это предстает перед нами на страницах романа. В романе Лермонтова правдиво обрисованы и жестокие нравы, с древности бытовавшие в горных селениях, и даны верные описания сурового образа жизни горцев, их бедности: «Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к ее двери.
Ощупью вошел я и наткнулся на корову… у огня сидели две старухи, множество детей и один сухощавый грузин, все в лохмотьях…» Такую картину увидел Печорин, когда вошел в грузинскую хижину. Горцы на страницах романа предстают в описании Максима Максимыча и Печорина. Печальную повесть о Бэле мы слышим из уст Максима Максимыча. Он же рассказывает нам о Казбиче и Азамате, о нравах и обычаях горцев. На этих рассказах лежит, однако, печать известной ограниченности понятий Максима Максимыча. Для него «черкесы» (так тогда называли всех жителей гор) — «головорезы» и «отчаянные башки». И все же Максим Максимыч не может не одобрить, например, того, что горцы чрезвычайно гостеприимны. Как ни старается Максим Максимыч «унизить» Казбича (и «рожа у него разбойничья», и его Карагез — «уж такая разбойничья лошадь»), но из этих рассказов о Казбиче встает образ сильного, смелого джигита, для которого «молодецкая воля» — самое дорогое в жизни. Рисуя характер Казбича, Лермонтов дает его портрет в реалистическом плане. За обыденной внешностью чувствуется сила: «маленький, сухой, широкоплечий», «бешмет в заплатах, а оружие в серебре», угадывается незаурядный характер. Равнодушный к деньгам, он больше всего ценит свободу, мужество, удальство, бранные подвиги. Отсюда его привязанность к коню Карагезу, любовь к оружию. Казбич — человек решительных и молниеносных действий, не способный забывать причиненное ему зло. Он жестоко мстит за украденного коня: убивает отца Азамата и Бэлу. Но Казбич не романтический злодей. В его поступках отражается уклад жизни горцев, обычай которых властно требовал отмщения за оскорбления и обиды. Казбич — цельная, верная себе натура, между его сознанием и поступками нет разрыва, это не испорченный противоречиями цивилизации, а естественный человек, сложившийся в соответствии с простыми и ясными внушениями самой природы. Переживания его полны страстной воли, привязанности его неподкупны.
Брат Бэлы — Азамат хочет во всем походить на Казбича. Но он слишком молод и неуравновешен, вспыльчив и обидчив. Желание завладеть конем Казбича совершенно его ослепило. Однако нелегко было ему решиться ответить согласием на предложение Печорина — в обмен на Карагеза украсть сестру. «Бледный как смерть», он шепотом отвечает Печорину: «Согласен». Азамат — также «дитя природы». Он отличается той же цельностью натуры, яркой активностью и тем же кругом понятий, что и Казбич.
Важное место в романе занимает Бэла — черкесская княжна, дочь мирного князя и сестра юного Азамата, который похищает ее для русского офицера Печорина. Образ Бэлы пленительный, полный дикой грации и женского обаяния. В ней сохранились природная простота чувств, непосредственность любви, живое стремление к свободе, внутреннее достоинство. Оскорбленная похищением, она замкнулась, не отвечая на знаки внимания со стороны Печорина Когда же она полюбила
Печорина, то готова на все ради любимого. Любовь Бэлы — чувство глубокое и преданное. Ей чужды всяческая фальшь, притворство, тонкие расчеты и замысловатые ухищрения. Любовь на короткое время приносит ей счастье, но в конце концов завершается гибелью героини.
В этот круг горской жизни судьба забрасывает Печорина. Во многом он близок этим «детям природы» — упорство воли, беспокойная активность натуры. Для Печорина обстановка Кавказа- возможность проявить тягу к приключениям, избавиться от пустоты и бесцельности существования. Его привлекает жизнь горцев. В охоте, войне, любви «дикарки» Бэлы он жаждет найти вновь утраченный вкус к жизни. Печорин вторгается в жизнь горцев как деятельное, но губительное начало. По его вине гибнет Бэла, умирает отец Бэлы, пропадает без вести Азамат, Казбич превращается в воинствующего врага, участвует во всех перестрелках с русскими. В грустной истории Бэлы Лермонтов вскрывает эгоизм Печорина. Как бы сильно ни был Печорин увлечен Бэлой и как ни мало он не был виноват в том, что ему стало с ней скучно, ясно одно: живого, чувствующего человека он превратил в орудие своих эгоистических целей и страстей. Объясняя случившееся с ним Максиму Максимычу, он говорит: «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой…»
Таким образом, уже в «Бэле» Лермонтов намечает контур «героя времени», установив, что основой его характера может быть «или решительное бездействие, или пустая деятельность». Причиной этого является противоречие между сознанием, целями, стремлениями и жизненной практикой. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему слабости гг1юроки. Чувствуя в душе «силы необъятные», он не сумел угадать свое высокое назначение и растратил душевные силы на пустые поступки, почему и «утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни».