Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> «Печорин и Грушницкий» (Герой нашего времени)

Сочинение на тему ««Печорин и Грушницкий» (Герой нашего времени)»

Еще А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» подметил, что
среди современной ему молодежи распространилась мода на «байронизм
» — разочарованность, презрение к светским условностям,
равнодушие и скучающую манеру держаться. Молодые люди стремились
походить на Байрона и его романтических героев. Татьяна
Ларина, ознакомившись с книжной полкой Онегина, задумывается:
«Уж не пародия ли он?» Пушкин иронично называет героя романа
«москвич в Гарольдовом плаще». Однако причины жизненной драмы
Онегина глубже и серьезнее, чем просто подражание моде. Той же
«болезнью» — скукой, хандрой — болен Печорин, центральная фигура
романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Печорин удивляет окружающих странным поведением. Простодушный
Максим Максимыч не может понять, откуда в молодом человеке
разочарование в жизни. Он интересуется у повествователя, как ведут
себя другие молодые люди в Петербурге, все ли жалуются на скуку.
Повествователь объясняет, «что есть много людей, говорящих то же
самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду; что, впрочем,
разочарование, как все моды, начав с высших слоев общества, спустилось
к низшим… и что нынче те, которые больше всех и в самом
деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок». К первой
категории — скучающих на самом деле — относится и Печорин,
а ко второй — носящих маску байронического героя — Грушницкий.
Попытаемся убедиться в этом, сравнив героев.
Грушницкий дается в романе глазами Печорина, который довольно
иронично относится к «приятелю». Оба героя являются участниками
военных действий на Кавказе. Они встречаются в Пятигорске, куда
их направили из действующего отряда на отдых и лечение. Печорин
немного старше Грушницкого, но его чувство превосходства над
приятелем продиктовано не возрастом и даже не офицерским чином,
о котором мечтает Грушницкий. Во-первых, Печорин на всех
посматривает свысока и никто не может серьезно противостоять ему,
а во-вторых, Грушницкий действительно заслуживает насмешки. Проницательный
Печорин сразу видит все его мелкие слабости: боязнь
показаться слишком юным, вычурность речи, страсть к готовым
пышным фразам «на все случаи жизни». Таких людей «просто
прекрасное не трогает», и они «важно драпируются в необыкновенные
чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».
И все-таки может показаться странным заявление Печорина: «…мы
когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас
несдобровать». Почему какой-то смешной позер Грушницкий вызывает
у Печорина резкое чувство антипатии? Наверное, потому, что
Печорин видит в Грушницком карикатуру на самого себя. То, что
говорит Грушницкий, по-настоящему переживает Печорин. Грушницкий
притворяется разочарованным и скучающим, потому что это
модно, а Печорин действительно разочарован и не может избавиться
от смертельной скуки. Для него хандра не поза, а несчастье всей
жизни. Печорин честно признается в этом Максиму Максимычу:
«В первой моей молодости… я стал наслаждаться бешено всеми
удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется,
удовольствия эти мне опротивели…скоро общество мне также надоело…
науки также надоели…» Перевод на Кавказ не повлиял на состояние
души Печорина. Ни опасность, ни увлечение Бэлой не смогла
победить скуки. Почему же другие дворяне не мучаются от светского
образа жизни, а Печорина он не устраивает?
Как и Онегин, Печорин способен на большее, чем то, что предлагает
его среда. Печорин умен, вынослив, красив, проницателен,
у него железная воля, которой никто не может противиться. Но все эти
силы и способности он вынужден тратить на любовные интриги: светское
общество не может предложить ему большего. Конечно, Печорин
сознает и свою вину: он мог бы выбрать цель вне светских интересов,
но инерция среды оказалась сильнее. Перед дуэлью с Грушницким
Печорин подводит горестный итог своей жизни: «… я увлекся приманками
страстей пустых и неблагодарных… утратил навеки пыл
благородных стремлений — лучший цвет жизни».
Печорин далее радуется, когда между ним и Грушницким возникает
конфликт: его это немного развлечет. Он без труда завоевывает
сердце княжны Мери, просто для того, чтобы, как вампир, «подпи-
тывается» ее чувствами. Недалекий Грушницкий безуспешно пытается
соперничать с ним. Печорин уничтожает его в глазах Мери
несколькими насмешками. Оказавшись в роли отвергнутого поклонника,
Грушницкий проявляет низменные стороны души: зависть,
лживость, подлость. Дуэль между героями становится неизбежной,
но Печорин до последнего момента дает Грушницкому возможность
проявить себя с лучшей стороны: отказаться от клеветы и извиниться.
Печорин ставит опасный эксперимент над человеческой душой. Он
рискует жизнью, чтобы проверить глубину низости Грушницкого.
Волею судьбы Печорин остается жив. А Грушницкий погибает, став
жертвой собственного коварства.
Итак, Печорин и Грушницкий обладают только внешним сходством.
В действительности Грушницкий является пошляком, маскирующимся
в одежды романтического героя, и при первом серьезном
жизненном испытании ведет себя недостойно. Печорин страдает
от сознания бессмысленности собственной жизни, но не может вырваться
из привычных рамок и тратит недюжинные силы впустую.
Возможно, в глубине души Печорин понимает, что при всем своем
уме и сильном характере на деле он мало чем отличается от пошляка
Грушницкого.