В русскую литературу, в сознание читателей Онегин и Печорин вошли как образы «лишних людей», не нашедших своего жизненного пути.
Воспитание героев было таково, что они находились в полном отрыве от народа. Онегина воспитывали французы. Да и.Печорина мало интересовала судьба родины. Характерно, что в дневнике Печорина слова «народ» и «родина» не встречаются ни разу. Уже в первой главе романа А. С. Пушкина мы видим, что образ жизни Онегина приближается к господствующему идеалу, к норме общества того времени. Онегина привлекает богатство, роскошь, наслаждение жизнью, блестящий успех в свете, успех у женщин. «Но был ли счастлив мой Евгений?» — задает автор вопрос. Нет, постепенно Онегиным овладела хандра, «он к жизни вовсе охладел».
У Печорина тоже «душа, испорченная светом». Фальшь, лицемерие, мелочность и пошлость интересов, светские предрассудки окружали Печорина с детства, светская жизнь опустошила его. Постоянное общение с пустыми, поверхностно образованными людьми вызвало в Печорине недоверие и презрение к людям. Пушкин тоже подчеркивает отрицательное отношение Онегина к окружающей среде: «резкий, охлажденный ум», «шутки с желчью пополам», «злость мрачных эпиграмм».
Все это показывает, что Онегин принадлежит к числу тех, «кто жил и мыслил». Так постепенно проясняются образы людей талантливых, умных, полных благородных стремлений. Они образованны, незаурядны. Порвав со светом, Онегин «отрядом книг уставил полку», в его кабинете «лорда Байрона портрет».
Речь Печорина полна афоризмов: «Зло порождает зло», «идеи — создания органические». В его дневнике постоянно встречаются литературные и исторические имена, философские термины.
Все хорошее, светлое в их душах, незамутненное, незагрязненное светом и светской моралью, оказалось невостребованным. Для Печорина характерны жажда деятельности и вынужденная бездеятельность, потребность любви и эгоистическая замкнутость, сильный характер и скептицизм.
Безразличие к жизни, пассивность, желание «покоя», равнодушие и внутренняя опустошенность вступают в душе Онегина в противоречие с теплым и искренним чувством к Татьяне — и побеждают, подавляя его.
Не находя возможности действовать, эти герои играют судьбами людей. Убийство Ленского во имя норм светской морали было осознано как преступление прежде всего самим Онегиным. Началась мучительная трагедия совести. На страницах дневника Печорина все чаще появляется слово «скучно». Рушится последняя надежда Печорина -любовь «дикарки», не испытывает он и торжества победителя после поединка с Грушницким, осталась только душевная тяжесть.
Последняя попытка заполнить существование новыми впечатлениями — путешествие. Онегиным «овладело беспокойство, охота к перемене мест». Это должно было помочь ему найти свое место в жизни. Но впечатления от картин народной жизни наполнили душу Онегина новой тоской, еще более глубокой, чем в юности: она стала теперь болью за Родину, за ее позорное настоящее, за свою бесцельную, никому не нужную жизнь.
Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? тоска, тоска!..
Печорин знает, что его путешествие не принесет ему счастья и ничего не изменит в его судьбе, он вряд ли вернется из Персии, ему незачем возвращаться.
Рассказывая о судьбах своих героев, авторы вплотную подошли к вопросу: кто виноват? Кто виноват, что умные, жаждущие деятель’ ости люди в условиях самодержавно-крепостного строя России обречены на вынужденное бездействие, искалечены воспитанием? Мы понимаем, что в своем времени они оказались «лишними людьми», но без них наша культура была бы беднее. Они жили и мыслили в такое время, когда их смелые слова и размышления были общественно-важным и исторически необходимым делом. Они стали возбудителями прогрессивных настроений в русском обществе.