Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» первоначально состоял из новелл разного жанра, словно автор не хотел объединять их в одну книгу. При жизни Лермонтова он издавался всего лишь раз за год до смерти поэта. Нам остается только гадать, какие планы у Лермонтова были на будущее. Возможно, роман мог развернуться в многотомную эпопею жизни Печорина в николаевскую эпоху. У великого русского поэта Лермонтова были все данные стать еще и родоначальником отечественной прозы. Но история распорядилась иначе, потому что Печорин родился не в «свое» время, как и сам Лермонтов. Жесткая регламентация русской жизни 30-40-х годов девятнадцатого века сковывала творческий потенциал народа. Печорин — кипучая натура, человек действия, который родился в «эпоху безвременья». Ему душно и тесно в рамках артикулов, регламентов и уставов. Даже внешность у него вызывающая — черные брови и светлые волосы сразу настораживают читателя. Мы понимаем, что перед нами герой с противоречивой душой.
Раздвоенность Печорина сквозит во всем, но он сам как бы с этим смирился — мир не переделать, а ломать ему его не хочется. Наверное, именно эта пассивность и выжидательная поза Печорина не пришлись по вкусу демократическим критикам 19-го века. Им Печорин показался слишком жеманным и надуманным героем, каких не встретить в жизни, — типичный «лишний человек», от которого надо избавиться. Зачем так жить? Есть ли в жизни цель? Есть ли судьба, или это только соблазн для души? Такие вопросы не дают герою покоя, но и не побуждают к действию, а только нагоняют на Печорина еще большую скуку и апатию. Он — настоящий фаталист, верит в судьбу, которая раз и навсегда определила его жизненный путь. Чтобы испытать себя, он готов шагнуть под пули или шашку пьяного казака.
Страсть противоречить даже самому себе, возможно, не была врожденной, а воспиталась под влиянием великого раскола русской жизни на сторонников прогресса и ретроградов, то есть революционеров и охранителей царского режима. Весь внешний вид Печорина напоминает нам итальянского карбонария, но герой как бы предвидит бессмысленность революционного переустройства России, потому что вслед за автором видит дальше и глубже всех окружающих его людей. По-моему, Печорин — не жертва царского режима, а счастливчик, которому удалось избежать губительного влияния толпы. Он отстаивает свою самобытность в высшем свете «горским нарядом» и ухватками абрека. Им не овладеет и массовый психоз народа, он не пойдет на баррикады или террористический акт. В этом отличие Лермонтова от Байрона. Лермонтов, создатель «Демона», никогда не пошлет своего героя творить себе рай на земле путем адских преступлений.
А еще я считаю образ Печорина за предупреждение, которое Лермонтов посылает из позапрошлого века своим потомкам: бойтесь демонов, которых порождает современный мир. Демон Печорина водит его рукой — пал со скалы, сраженный пулей Грушницкий, умерла Бэла, опозорилась княжна Мери. Обижен на весь мир Максим Максимыч, демон Печорина убил его веру в добрых людей. Злой рок ведет героя по пути страданий. В душе Печорина уживаются жертва и палач. Высокомерно осуждая людей, он осуждает самого себя на нравственные муки. Лермонтов словно предсказал, каким ненужным станет человек после эпохи великих открытий, технической революции и всеобщей глобализации. Роман «Герой нашего времени» — вершина реализма Лермонтова, исповедь души, мятущейся под мундиром. Душа человеческая и весь его внутренний мир бунтуют против однообразия посредственностей, какими становятся люди среди бездушных автоматов.