Афанасий Афанасьевич Фет — один из выдающихся поэтов-лириков XIX века. «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант», — писал о нем П. И. Чайковский. На слова Фета написано множество романсов: «Сад весь в цвету» Аренского, «Свеж и душист твой роскошный венок» Римского-Корсакова, «В дымке-невидимке» Танеева, «Я тебе ничего не скажу» Чайковского, «В молчанье ночи тайной» Рахманинова. Не менее поэтична и музыкальна пейзажная лирика А. А. Фета. Поэт любил природу, прекрасно знал и тонко чувствовал ее. Стихи о природе объединены поэтом в отдельные циклы соответственно временам года: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега». Лирика Фета — это вселенная красоты, три основные составляющие которой — природа, любовь и песня. Природа занимает в его творчестве важнейшее место, что отражается даже в названиях большинства его стихотворных циклов. Особый цикл посвящен морю. Явления природы поэт олицетворяет, воспринимает их как одушевленные существа, благодаря чему пейзажи всегда овеяны определенным настроением: * Цвет садовый дышит * Яблонью, черешней * Истерзался песней * Соловей без розы, * Плачет старый камень, * В пруд роняя слезы… Содержанием поэзии Фета всегда была красота окружающего мира, природы и любовь. В его стихотворениях нет ничего, кроме нежных движений человеческой души: * В моем саду, в тени густых ветвей * Поет в ночи влюбленный соловей. Поэта можно назвать певцом природы и любви, в его стихах есть все, что должнобыть в поэзии: «любовь и кровь», «морозы и розы». У Фета все живо, все дышит, способно плакать, радоваться и грустить: * В небесах летают тучи, * На листах сверкают слезы, * До росы шипки грустили, * А теперь смеются розы. Природность, естественность — главное завоевание лирики Фета. Очеловеченность природы сочетается у поэта с природностью человека. Природа в своей очеловеченности (цветы спят) сливается с природной жизнью человека (сердце цветет): * Целый день спят ночные цветы, * Но лишь солнце за рощу зайдет * Раскрываются тихо листы * И я слышу, как сердце цветет. В лирических пейзажах Фета воспроизводится природа средней русской полосы — это лучшие образцы русской и мировой лирики: «Я жду… Соловьиное эхо…», «Уж верба вся пушистая…», «Летний вечер тих и ясен…», «Уснуло озеро; безмолвенчерныйлес…», «Еще весна. Как будто неземной…», « Весенние мысли », « Степь вечером », «Пчелы». В пейзажах Фета часто совсем стирается грань между переживанием и изображением природы, которая очеловечивается и становится отражением души поэта: * Какая ночь! Все звезды до единой * Тепло и кротко в душу смотрят вновь, * И в воздухе за песнью соловьиной * Разносится тревога и любовь. Под пером Фета природа оживает, у него «робко месяц смотрит в очи, изумлен, что день не минул», «смежает небо огнедышащее око…», «цветы глядят с тоской влюбленной, безгранично чисты, как весна», «плачет старый камень, в пруд роняя слезы». Его пейзажи, их изобразительная конкретность, одушевленная светлым лиризмом, нашли дальнейшее развитие в поэзии и прозе — у Тургенева, Чехова, Надсона, Апухтина, Блока. Фет — романтик, он идеализирует природу. Чем сильнее захватывает его эстетическое восприятие природы, тем дальше он уходит от реальности. Целым ожерельем романтических метафор характеризуется, например, восприятие цвета героем автобиографического рассказа-очерка «Кактус»: «Очень похоже на подсолнух», — равнодушно сказала девица и отошла от цветка. Молодой человек пришел в ужас: «…Да… ведь это храм любви!» В фетовском изображении природы пейзажным картинам и зарисовкам свойственно зачаровывающее романтическое звучание: * Что за звук в полумраке вечернем? Бог весть! — * То кулик простонал или сыч.
* Расставанье в нем есть, и страданье в нем есть, * И далекий неведомый клич. * Точно грезы больные бессонных ночей * В этом плачущем звуке слиты… В более поздних стихотворениях Фет все дальше уходит в природу, у поэта все больше сопоставлений, параллелей с жизнью человека. Картины природы нередко превращаются в аллегории, но это ощущение неделимой, цельной жизни природы всегда сохраняется как идеал, как высшая мудрость: * Солнца уж нет, нет и дня неустанных стремлений. * Только закат будет долго чуть зримо гореть; * О, если бы небо судило без тяжких томлений * Так же и мне, оглянувшись на жизнь, умереть!.. Поэзия для Фета — высший род художества, она по-своему заключает в себе элементы всех других искусств. Как настоящий поэт, он наделяет свое слово и музыкальными звуками, и красками, и пластическими формами. У многих поэтов можно заметить преобладание одного из этих элементов, у Фета поэзия и живописна, и музыкальна. Картины природы, нарисованные Фетом в стихах, играют всеми цветами, а стихи звучат, как хорошо настроенный инструмент в руках мастера: * Смотри, красавица, — на матовом фарфоре * Румяный русский плод и южный виноград. * Как ярко яблоко на лиственном узоре! * Как влагой ягоды на солнышке горят. Образы природы, нарисованные Фетом, завораживают, они безупречны. Но безупречность эта тепла и полна скрытой жизни: * Уснули метели * С печальной зимой, * Грачи прилетели. * Пахнуло весной. Даже запись в альбом, поэтический пустяк, Фет превращает в эстетическое событие: * Среди фиалок в царстве роз * Примите искренний поклон… Фетовские леса « благоуханны », тропинки «желты», растения поэт наделяет «царственной мудростью», луговая трава в его стихах «осыпана жемчугом», а не росой, ночь «сладострастна», и * На природе с каждой каплей * Зеленеет вся одежда, * В небе радуга сияет. * Для души горит надежда. Фет « никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты», и выступал защитником «чистого искусства» . Он рассматривал художественное творчество как единственное убежище « от всяческих скорбей, в том числе и гражданских », и стремился противопоставить искусство действительности. Литературные принципы Фета тесно связаны с его общим мировоззрением, с его жизнью. Фет уходил в природу и в любовь, но для того, чтобы он «нашел» там что-то, должны были сложиться объективные исторические и социальные причины. Он искал красоту, свободу, цельность, гармонию и находил их. Фет — поэт природы в более широком смысле, чем просто лирик-пейзажист. Сама природа в лирике Фета социально обусловлена, и не только потому, что поэт отгораживался от жизни во всей ее полноте, уходя в природу. Фет более, чем кто-либо, выразил в русской лирике свободное отношение к природе. Следуя Жуковскому, поэт широко использовал в своей поэзии принципы интонационно-мелодического построения стихотворения. Поэтому в его стихотворениях часты песенно-романсные повторения, нарушения последовательности в развитии темы, ослабленность связи между предложениями: «Шепот, робкое дыханье», «Буря на небе вечернем». Музыкальности Фет достигает звуковой организацией стихотворения, его ритмом и интонацией, соответствующими лирическому настроению. Но при всей выразительности и новаторстве на пейзажной лирике Фета отразилась ограниченность его эстетической позиции — в его пейзажах природа лишена связи с трудовой деятельностью человека, с его социальным самосознанием и всегда дается всего лишь как объект эстетических переживаний и лирического восторга. Фет был далек от передовых взглядов, но порой он творчески преодолевал ограниченность своего мировоззрения, открыв для поэзии новые средства изображения душевного мира* обогатив русскую литературу лирическими картинами природы, мелодичностью и ритмическим разнообразием стиха. При всем различии стихотворений Фета они похожи в том, что, по мысли и внутреннему чувству поэта, все значение поэзии — в безусловном, независимом от внешних или практических целей и намерений, самозаконном вдохновении, создающем прекрасное — нравственное и доброе.