Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзажная лирика. Пейзаж в поэзии Пушкина менялся вместе с самим поэтом. В разные периоды своего творчества он по-разному изображал природу.
Лирика Пушкина-лицеиста была во многом подражательна. Подражателен был и пейзаж. Например, в “Воспоминаниях в Царском Селе” Пушкин рисует оссианический пейзаж, основываясь на традициях средневекового балладного изображения природы. В первой части стихотворения “Деревня” молодой поэт, подражая античным авторам, создает идиллический пейзаж.
Находясь в южной ссылке, Пушкин посвятил немало стихотворных строк описанию южной природы, крымского морского пейзажа. Позже, побывав на Кавказе, Пушкин создает серию стихотворений с изображением кавказской горной природы. Все эти произведения написаны поэтом-романтиком. Пушкин всегда восхищался морем, бескрайним пространством, свободной, ни от кого не зависящей стихией. Больше всего он любил морскую бурю, в которой видел романтический бунт: “Взыграйте, ветры, взройте воды, / Разрушьте гибельный оплот. / Где ты, гроза — символ свободы? / Промчись поверх невольных вод”.
Однако лирический герой романтических стихотворений Пушкина так и не смог слиться с морской стихией, не смог стать таким же свободным: “Ты ждал, ты звал… я был окован, / Вотще рвалась душа моя, / Могучей страстью очарован, / У берегов остался я”. И Пушкин прощается с романтическим пейзажем в послании “К морю”.
После южной ссылки в творчестве Пушкина наблюдается поворот к реализму. Экзотический крымский пейзаж сменяется реалистическим описа нием русской природы. Русский пейзаж в стихотворениях Пушкина условно можно разделить на осенний и зимний; зимний в свою очередь — на ночной и утренний, а осенний — на романтически приподнятый и подчеркнуто реалистический (как, например, в стихотворении “Румяный критик мой, насмешник толстопузый…”).
В “Осени”, наоборот, мы видим торжественно-романтическое, особенное изображение этого времени года. Пушкин, вообще отдававший предпочтение осени, так описывает свою “странную” любовь к ней: “…Мне нравится она,/ Как, вероятно, вам чахоточная дева/ Порою нравится. На смерть осуждена, / Бедняжка клонится без ропота, без гнева… / Играет на лице еще багровый цвет. / Она жива еще сегодня, завтра нет”.
Пушкин воспринимает осень как смерть, но он говорит, что смерть тоже может быть красивой. Со смертью природы, осенью пробуждается поэт, его организм приходит в норму, и вместе со здоровьем возвращается вдохновение, поэт чувствует прилив сил, его душа просыпается, и он начинает творить: “И забываю мир — и в сладкой тишине / Я сладко усыплен моим воображеньем, / И пробуждается поэзия во мне…”
Стихотворения с зимним утренним пейзажем всегда оптимистические,’ жизнеутверждающие; лирический герой этих стихотворений восхищается красотой природы и радуется жизни: “Под голубыми небесами / Великолепными коврами…”
Ночной зимний пейзаж всегда страшный, мрачный, туманный: “Мчатся тучи, вьются тучи, / Невидимкою луна/ Освещает снег летучий…”
В стихотворении “Бесы” пейзаж символичен: дорога — это жизненный путь человека, буря — жизненная буря, бесы — человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути.
Символичен пейзаж и в таких стихотворениях Пушкина, как “Анчар” и “Пророк”. Анчар — это символ зла в мире, а пустыня в “Пророке” — духовная пустыня, духовное перепутье человека.
В последние годы жизни Пушкин пишет все больше стихотворений на философские темы. Философским становится и пейзаж, теперь он напрямую связан с философскими размышлениями лирического героя.
В стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” налицо философский конфликт между вечной природой и смертным человеком. Лирический герой размышляет о бренности земного существования, о быстротечности жизни, о смерти. Природа выступает здесь как символ гармонии. Она вечна в своей красоте, потому что в ней все время происходит естественный круговорот.
Поколения людей тоже сменяют друг друга, но человек, увы, не вечен, потому что отдельный человек и человечество — не одно и то же. Природа равнодушна, у нее нет души, она безлика, а каждый человек — это неповторимая индивидуальность. Лирическому герою стихотворения ничего не остается делать, как только смириться с естественным ходом природы: “И пусть у гробового входа / Младая будет жизнь играть, / И равнодушная природа / Красою вечною сиять”.
Впрочем, в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” Пушкин говорит о другом: “Нет, весь я не умру — душа в заветной лире / Мой прах переживет и тленья убежит — /И славен буду я, доколь в подлунном мире / Жив будет хоть один пиит”.
Таким образом, мы можем сказать, что пейзаж в лирике Пушкина проходит сложную эволюцию, его функции в стихотворениях связаны непосредственно с разными периодами творчества поэта. В произведениях ли цейского периода пейзаж идиллический, оссианический. Затем он становится романтическим. В Михайловский период Пушкин реалистически изображает русскую природу, утверждая реализм во всем своем творчестве. В поздней лирике поэта пейзаж выполняет символическую и философскую функции.