Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзаж. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал природу. На протяжении всего творческого пути функция пейзажа в его лирических произведениях усложнялась.
В лицейские годы Пушкин пробует себя в разных поэтических жанрах и направлениях. В это время его лирика еще во многом подражательна. Подражателен и пейзаж в стихотворениях этого периода. Например, в «Воспоминаниях о Царском Селе» Пушкин рисует пейзаж, основываясь на традициях средневекового балладного изображения природы. В первой части стихотворения «Деревня» Пушкин, подражая античным авторам, создает идиллический пейзаж.
Находясь в южной ссылке, Пушкин посвятил немало стихотворных строк описанию южной природы. Пока это только крымский морской пейзаж. Позже, побывав на Кавказе, Пушкин создает серию стихотворений с изображением кавказской горной природы. Стихотворения с южным пейзажем связаны в творчестве Пушкина с романтизмом. Пушкин-романтик восхищался морем, бескрайним пространством, свободной, ни от кого независящей стихией. Больше всего он любил морскую бурю, в которой видел романтический бунт:
Взыграйте, ветры, взройте воды.
Разрушьте гибельный оплот.
В стихотворении «Узник» тоже есть романтический пейзаж:
Мы вольные птицы, пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
туда, где синеют морские края,
туда, где гуляем лишь ветер… да я!
Это стихотворение символично, в нем присутствуют все романтические символы свободы: гора, морс, орел, ветер. Темница символизирует земное существование человека, тоскующего по романтическому идеалу. Пушкин прощается с романтическим пейзажем и романтизмом в послании «К морю».
В любовных стихотворениях Пушкина часто переживания лирического героя связаны с южным Пейзажем. В стихотворении «На холмах Грузии…» описание «ночной мглы», с которого оно начинается, противопоставляется светлой, наполненной любовыо речи лирического героя. Романтическая любовь, таинственная страсть в стихотворениях Пушкина изображаются на фоне южной экзотической природы. В стихотворении «Ненастный день потух…» унылая северная природа противопоставляется яркому южному пейзажу, при изображении которого лирический герой сразу же вспоминает и свою страстную любовь.
После южной ссылки в творчестве Пушкина наблюдается тяготение к реализму. Экзотический крымский пейзаж сменяется реалистическим описанием русской природы. Русский пейзаж в стихотворениях Пушкина можно разделить на осенний и зимний; зимний — на ночной и утренний; осенний — на романтически приподнятый и подчеркнуто стихийный, реалистический.
В стихотворении «Румяный критик мой…» невзрачный, неприглядный пейзаж иллюстрирует поэтическую позицию Пушкина в творчестве, его отказ от романтизма и утверждение реализма. В «Осени», наоборот, мы видим торжественно-романтическое, особенное изображение осени. Это позволяет Пушкину показать свое глубоко личностное восприятие природы, особенно осенней природы. Пушкин так описывает свою «странную» любовь к осени:
Мне нравится она.
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою правится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева
Играет на лице еще багровый цвет,
Она жива еще сегодня, завтра пет.
Пушкин воспринимает осень как гибель, но при этом утверждает, что гибель тоже может быть красивой. С увяданием природы осенью пробуждается поэт, его организм приходит в норму, и вместе со здоровьем организма возвращается вдохновение, поэт чувствует прилив сил, его душа просыпается, и он начинает творить:
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне…
Стихотворения с зимним утренним пейзажем всегда оптимистические, жизнеутверждающие; лирический герой этих стихотворений восхищается красотой природы и радуется жизни («Под голубыми небесами великолепными коврами…»). Ночной зимний пейзаж в стихотворениях Пушкина всегда страшный, мрачный, туманный («Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна освещает снег летучий…»).
В стихотворении «Бесы» пейзаж символичеи: дорога — это жизненный путь человека, буря — жизненные потрясения, бесы — человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути. Символический пейзаж мы встречаем и в таких стихотворениях Пушкина, как «Анчар» и «Пророк». Анчар — это символ зла в мире, а пустыня в «Пророке» символизирует духовную пустоту, духовное перепутье человека.
В последние годы жизни Пушкин пишет все больше стихотворений на философские темы. Пейзаж в этих стихотворениях становится тоже философским. Теперь он напрямую связан с размышлениями лирического героя. Рассмотрим два стихотворения с философским пейзажем; «Брожу ли я…» и «Вновь я посетил…».
В стихотворении «Брожу ли я…» мы видим конфликт между вечной природой и смертным человеком. Лирический герой размышляет о бренности земного существования человека, о быстротечности жизни, о смерти. Природа выступает здесь как символ красоты, гармонии. Она вечна в своей красоте, в смене времен года. Поколения людей тоже сменяют друг друга, но человек не вечен. Природа безучастна, у нее нет Души, а каждый человек — это неповторимая индивидуальность. Лирическому герою стихотворения ничего не остается делать, как смириться с естеством природы:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Пушкин решает философский конфликт между природой и человеком в стихотворении «Вновь я посетил…» Спасение человека от забытья смерти Пушкин видит в продолжении рода.
Таким образом, пейзаж в лирике Пушкина проходит сложную эволюцию, он связан непосредственно с различными периодами творчества поэта. В стихотворениях лицейского периода, подражая известным авторам, молодой Пушкин пробует себя в создании идиллического и оссианического пейзажей. В период увлечения поэтом романтическими идеалами пейзаж в его стихотворениях тоже превращается в романтический, он часто сливается с описаниями любовных переживаний лирического героя. Во время пребывания в Михайловском Пушкин реалистически изображает русскую природу, утверждая реализм в своем творчестве. В поздней лирике Пушкина пейзаж выполняет символическую и философскую функции, помогая поэту в выражении своей особой философской позиции.