В литературных произведениях, будь то проза или поэзия, часто встречаются пейзажные описания. Почему же писатели обращаются к картинам природы в своих произведениях? Потому что природа — это источник творчества, потому что смена ее состояний созвучна смене душевных переживаний человека, потому что, наблюдая за природой, можно постичь философское значение жизни.
У В. А. Жуковского стихи продиктованы ему божественным вдохновением, приходящим через созерцание природы. Поэт считает, что, только обратясь к природе, можно найти мир гармонии, покоя. Лирический герой стихотворения Жуковского «Вечер» находится в состоянии духовного единения с природой, которая изображена идиллически. Описание пейзажа здесь проникнуто грустью, печалью, что соответствует выбранному поэтом для данного стихотворения жанру элегии. «Вечер» проникнут философией покоя, царящего в мироздании: «в окрестности покой», «светило тихое», — и человек, познавший этот мир, отличный от человеческого, прекрасный, уравновешенный, без лишней экспрессии, принимает возможный уход из земной жизни. Этот мотив спокойного приятия смерти звучит и в стихотворении А. С. Пушкина «Брожу ли я…»:
Мы все сойдем под вечны своды —
И чей-нибудь уж близок час…
С точки зрения Жуковского, однако, природа, вдохновляющая поэта творить, не адекватна поэзии. Это утверждение Жуковский мотивировал в стихотворении «Невыразимое». Поэт писал, что природа идеальна, и грешные человеческие слова не могут передать величие и красоту, созданные Богом. «Невыразимое подвластно ль выраженью?» — задает вопрос лирический герой этого стихотворения и сам отвечает, что только «молчание понятно говорит о природе». Словами же можно передать лишь «яркие черты» увиденного пейзажа, а то «смутное, волнующее нас», что мы чувствуем душой, но не можем облечь в слова, — это невыразимо. Ту же мысль, но многими десятилетиями позже, по-другому высказал Тютчев в стихотворении «Silentium»: «Мысль изреченная есть ложь».
Другого мнения придерживался А. С. Пушкин. В стихотворении «Осень» поэт писал, что увядающая природа осенней порой
вдохновляет его на творчество, стихи же как бы диктуются ему свыше:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
В понимании Жуковского природные стихи одухотворены, наделены чувствами. В стихотворении «Море» морская стихия наполнена «смятенной любовью» к «светлому небу». Однако им, морю и небу, не суждено быть вместе. В этом тексте звучит тема неволи, невозможности достижения идеального мира, гармонии, покоя и счастья, которая впоследствии будет затронута Пушкиным в стихотворении «К морю». Лирический герой этого стихотворения, который не может вырваться из неволи, обращается к водной стихии, воспринимая ее как символ свободы, и прощается со своими мечтами и надеждами. Эта же мысль не дает покоя лирическому герою стихотворения Тютчева «О чем ты веешь, ветр ночной…», душа которого «с беспредельным жаждет слиться». Традицию Жуковского одухотворять природу продолжил М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Утес». Изобразив невозможную любовь утеса-великана и золотой тучки, поэт показал, как неодушевленное для других (тучка, утес) в его восприятии чувствует, взаимодействует, ощущает. Творчество Жуковского— яркий пример романтической лирики. Именно поэтому в его стихотворениях, посвященных природе, нет конкретных деталей пейзажа.
В стихотворениях Пушкина о природе прослеживается эволюция от романтизма к реализму. Эту тенденцию можно проследить на примере стихотворений «Деревня» и «Вновь я посетил…», где по-разному описываются одни и те же места.
В первой части стихотворения «Деревня» поэт возвышенным, свойственным классицистам стилем говорит об увиденном пейзаже: «на лоне счастья», «сей луг», «нивы полосаты», «мельницы крылаты», «вопрошаю», «отрадный глас». Это романтическое описание природы в традициях Жуковского. Во второй части стихотворения поэт вместо образа «паруса рыбаря» рисует картину невыносимого для поэта рабства, «барства дикого» и беззакония. Последние строки стихотворения звучат гимном свободной, просвещенной России. В стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин реалистически описывает пейзаж, виденный раньше. Вместо «паруса рыбаря» («Деревня») поэт дает развернутое описание действий рыбака, вместо «мельницы крылаты» — «скривилась мельница, насилу крылья ворочая при ветре…» Это стихотворение написано уже в реалистической манере: поэт обращает внимание читателя на прозаические детали пейзажа. В последней строфе звучит тема смены поколений, которая до Пушкина разрабатывалась Жуковским. К пейзажной лирике Пушкина можно отнести и стихотворение «Бесы». Оно написано в романтическом ключе. В этом тексте описывается ночная вьюга, которая замела дороги, из-за чего лирический герой заблу-
дился в степи. Возможно, это аллегория всей России, которая не знает, где верная дорога, а возможно, заблудившаяся в буране тройка — это душа поэта, которую смущают бесы. Одним словом, это стихотворение проникнуто ужасом, кошмаром романтической поэзии.
Зимнему ночному пейзажу посвящено стихотворение Пушкина «Зимняя дорога». Поэт мастерски передает впечатление от лунной ночи не только ритмом и рифмой, но и на звуковом уровне. В первом четверостишии — аллитерация на звуки «л» и «н», которые в сознании читателя ассоциируются с чем-то холодным, но в то же время светлым. В этом стихотворении Пушкин отмечает двойственность русской натуры, в которой сочетаются и «разгулье удалое» и «сердечная тоска».
В другом стихотворении Пушкина о зимней русской природе («Зимнее утро») поэт утверждает, что все-таки после тоски приходит радость, как после бури — затишье. Если еще вчера «на мутном небе мгла носилась» и лирическая героиня «печальная сидела», то на следующее утро все совершенно иначе: «день чудесный!»
Эта же тема смены плохого хорошим звучит в стихотворении Пушкина «Туча», в котором поэт утверждает, что всегда после грозы наступает очищение и природы, и души лирического героя: тучи покидают небо, грусть уходит из сердца.
Интересно заметить, как у разных поэтов, у Пушкина и у Лермонтова, с одним и тем же образом тучи связаны совершенно непохожие чувства. Если Пушкин в стихотворении «Туча» дает читателю надежду на победу в жизни чистого и справедливого, то у Лермонтова в стихотворении «Тучи» выражены совсем иные чувства: тоска в изгнании, одиночество и боль. Стихотворение «Тучи» проникнуто печалью, но не вся пейзажная лирика Лермонтова пессимистична. У Лермонтова, как и у Пушкина, есть стихотворения, в которых лирический герой духовно сливается с природой и ощущает счастье жизни. Так, в стихотворении Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» лирический герой восхищается «свежим лесом», «малиновой сливой», «ландышем серебристым», ощущая во всей природе присутствие Бога, и может «счастье… постигнуть на земле». Это тот же мотив, который звучал в стихотворении Пушкина «Осень»: «я снова счастлив…»— и который много лет спустя появится у Тютчева в «Осеннем вечере». Таким же светлым чувством проникнуто стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». Пейзаж, открывшийся взгляду лирического героя, «торжествен и чуден», природа навевает лирическому герою мысли о вечном, о смене поколений. Как символ бессмертия души человеческой поэт рисует вечнозеленый «темный дуб». Интересно, что образ дуба есть в стихотворении Пушкина «Брожу ли я…» и в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир». Таким образом, мы видим, что природа служила для русских поэтов и писателей своеобразным мировоззренческим стержнем. С пейзажными описаниями у этих авторов неразрывно связаны мотивы жизни и смерти, смены поколений, неволи и свободы, тема поэта и поэзии.