1. Пушкин — поэт истинно русский, глубоко национальный.
2. Пейзаж в описании контрастов крепостнической действительности.
3. Воплощение в романтических пейзажах движений человеческой души, идеи свободы и независимости.
4. Любимая пора года поэта («И с каждой осенью я расцветаю вновь…»).
5. Совершенство художественного мастерства Пушкина в описании природы.
6. Картины Кавказа, поразившие воображение поэта.
7. Философское осмысление природы.
8. Гармоничное сочетание действительности с пейзажем в лирике Пушкина.
По словам Белинского, «поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры…»
Пейзажная лирика занимает особое место в творчестве Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл для читателей удивительную прелесть светлых, нежных красок пейзажа средней полосы России, величие седых снежных вершин Кавказа, своеобразную красоту морской стихии. На протяжении всего своего творчества Пушкин обращается к пейзажной лирике.
Едва закончив Лицей, молодой поэт пишет свое знаменитое стихотворение «Деревня», Перед нами предстают мирные картины тихой сельской природы:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада…
Пушкин блестяще пользуется психологическими методами воздействия на читателя: за лирическим началом следует яркое описание крепостнической действительности. Пейзаж в этом произведении контрастирует с описанием жизни крепостной деревни. (С этим же приемом мы встречаемся в стихотворении «Румяный критик мой, насмешник толстопузый…»).
В ранней молодости Пушкин испытывает большое влияние Байрона, Мицкевича. Романтизм находит в Пушкине одного из самых деятельных приверженцев. К романтическим стихотворениям поэта, в которых ощущается тонкое чувство пейзажа, относятся «Редеет облаков летучая гряда…» «Погасло дневное светило…», «К морю», «На холмах Грузии…» и многие другие, в частности произведения, написанные в годы южной ссылки, посвященные Кавказу, Крыму, вызвавшие подъем романтических настроений у поэта.
В стихотворении «Погасло дневное светило…» проходит тема воспоминания о «туманной родине», «где рано в бурях отцвела… потерянная младость». В нем прекрасна мечта о «волшебных краях», куда поэт стремится «с волненьем и тоскою». Минорный характер элегии соответствует общему настроению грустных раздумий о прошлой жизни, о покинутой родине. Художественные определения у Пушкина играют очень важную роль в понимании идейного смысла произведения. Такие выразительные эпитеты, как «потерянная младость», «томительный обман», «легкокрылая радость», «минутные друзья», усиливают мотив печали, тоски, сожаления; в то время как другие: «берег отдаленный», «волшебные края», «пределы дальные», «обманчивые моря» — подчеркивают мысль о призрачной несбыточности «знакомой мечты». Олицетворения и метафоры очень характерны для романтических произведений Пушкина. Они удивительны своей экспрессией, необыкновенной впечатляющей силой: «родились слезы», «мечта… летает», «мне изменила радость//И сердце хладное страданью предала». Едва ли можно передать движение взволнованной человеческой души точнее, ярче, образнее, чем это сделал Пушкин: «душа кипит и замирает».
Нередко поэт употребляет обращения. В минуту прощания вспоминаются «отеческие края», «минутные друзья», «изменницы младые» и «все, что сердцу мило». А обращение к кораблю: «неси меня к пределам дальным» — открывает перед нами постоянное стремление автора к берегу «земли полуденной». Частое использование анафоры усиливает мотив вечности происходящего:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан…
Пушкин использует инверсию: переносит глаголы в начало стиха, подчеркивая выраженное ими действие. Постоянное волнение, шум, ропот стихии созвучны душевному беспокойству поэта. Эти стррчки три раза повторены в стихотворении, они определяют все его звучание. Это призыв, вечный зов золотых грез в «пределы дальные», подальше от печальных берегов. Глаголы, используемые поэтом в повелительном наклонении («шуми, шуми», «лети», «неси»), усиливают эмоциональный порыв, устремленность ритма. Здесь пейзаж, как и в большинстве романтических произведений, несет функцию возбуждающую, которая определяет настроенность автора. Поэт употребляет перекрестные, парные, обхватные рифмы, чередует мужские и женские, которые в каждом конкретном случае выделяют слова, несущие основную смысловую нагрузку.
Расставание навеки со стихией моря, олицетворяющей для Пушкина свободу, — тема другого его романтического стихотворения — «К морю». Море, с его постоянным говором волн, призывным шумом, своенравными порывами, воплощает в себе идею свободы, независимости. Пушкинские эпитеты создают тот могучий вольный образ, который так дорог автору. А художественные определения «последний раз», «прощальный час» развивают мысль о разлуке на всю жизнь с вольностью святой — высшим идеалом поэта.
С чувством глубокой печали говорит Пушкин о том, что ему «не удалось навек оставить… скучный, неподвижный брег» суетной, пустой жизни света и направить свой «поэтический побег» по волнам свободного океана. Но, обращаясь к морю, он обещает: «Не забуду твоей торжественной красы//И долго, долго слышать буду//Твой гул в вечерние часы». Не случайно поэтому олицетворение океана, который «ждал и звал» поэта. Всегда храня в сердце образ своенравной стихии, Пушкин и «шум призывный», и «говор волн» перенесет «в леса, в пустыни молчаливы», передаст всему миру торжественную и гордую красоту идей вольности и свободы.
Образ моря тесно связан с самим Пушкиным, с его мятежной личностью. Стихотворение сложно в интонационном отношении, потому что в нем сочетаются самые различные чувства (грусть, разочарование, восторг, восхищение, надежда), которые поэт передает точно и ярко, рифмовкой наиболее выразительных слов, повышенной или пониженной интонацией. Паузами и ритмическими ударениями выделяются особо значимые выражения.
Умение показать красоту окружающего мира, передать читателям «очарованье», охватывающее душу, отличают произведения Пушкина, написанные в жанре пейзажной лирики с позиций реализма. Своему излюбленному времени года посвятил поэт стихотворение «Осень». Удивительной любовью, восхищением, даже восторгом наполнена каждая строчка, каждый стих, создающий образ осени. Одно только совершенно необыкновенное обращение: «Унылая пора! очей очарованье!», построенное на приеме антитезы, — дает глубоко правдивое представление об этом времени года. В стихотворении нет условностей, символики. Это конкретный пейзаж, поэтическая картина природы, которая сама по себе великолепна. Ее «прощальная краса» влечет к себе Пушкина. Осень — время, когда все живое не умирает, а лишь засыпает, чтобы проснуться обновленным. Поэтому в стихотворении нет мотива печали, утраты — наоборот: «…Легко и радостно играет в сердце кровь,//Желания кипят…» Полезный русский холод пробуждает любовь к жизни, поэт ощущает прилив творческих сил: «И мысли в голове волнуются в отваге,//И рифмы легкие навстречу им бегут…» Здесь не только изумительное олицетворение, но и образное сравнение творческого процесса с дремлющим, неподвижным кораблем, который вдруг ожил: «паруса надулись, ветра полны», и «громада двинулась и рассекает волны». Не случайно «Осень» написана октавой. Восьмистишная строфа дает возможность включать множество мотивов (размышления о себе, о. жизни, о временах года), переходить от веселого тона к серьезному. Октавы, шестистопный ямб дали Пушкину эпическую свободу в 12 строфах вместить раздумья философа, эмоции лирика, повествования поэта-рассказчика.
Не только «багрец и золото» осенних лесов пленяют Пушкина, но и снега суровой зимы, ее веселые праздники. Характерны эпитеты, которые использует Пушкин в стихотворении «Зимнее утро»: «день чудесный», «великолепные ковры», «прозрачный лес», «янтарный блеск», «веселый треск». Эти художественные определения создают картину сверкающего, морозного и солнечного зимнего утра. Дополняют наше представление о нем глаголы, которые помогают увидеть разнообразие и богатство красок: «лес чернеет», «ель сквозь иней зеленеет». Восторженная, счастливая, мажорная тональность произведения усиливается благодаря противопоставлению явившегося дня мрачному вчерашнему вечеру. Художественное мастерство Пушкина поражает своим совершенством. Только в шести стихотворных строках говорится о прошедшей вьюге, но картина бури мгновенно предстает перед глазами: уже слышен вой и свист ветра, желтея сквозь «тучи мрачные», маячит «бледное пятно» луны на «мутном небе», злится вьюга. Но буря кончилась. И какая огромная радость охватывает душу! Как совершенно по-другому воспринимается бег «нетерпеливого коня», вся прогулка «под голубыми небесами»! Поэт достигает поразительного эффекта игрой рифм, аллитерацией, полифоничностью строф.
Совсем другое по настроению стихотворение «Зимний вечер», Это своеобразный разговор со старуш-кой-няней, одно из самых задушевных произведений Пушкина. Оно начинается описанием бури, которая сравнивается автором то с воющим зверем, то с плачущим ребенком, то с запоздалым путником, стучащим в окно. Одинокая, «ветхая лачужка» навевает печальные думы о «бедной юности», о минувших годах, о давних песнях, о доброй подружке юных дней — ласковой няне. Тональность всего произведения — лирико-интимная, гармонически сочетающаяся с настроением поэта.
Тихая грусть, дорожное одиночество, снежных, неизбежные размышления путника, затерянного в необъятных снежных просторах, раскрываются Пушкиным в стихотворении «Зимняя дорога»:
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Как хороши эти строки! Они говорят о большой любви поэта к народу. Не случайны употребленные эпитеты «разгулье удалое» и «сердечная тоска». Они относятся к постоянным в русских сказках, песнях, былинах, а у Пушкина получают новое звучание. Художественные эпитеты удивительно точно передают саму песню, мгновенно вызывая в памяти проникнутые душевной болью, истинным страданием, чувством невосполнимой утраты, но простые и строгие ямщицкие песни: «Вот мчится тройка удалая…», «Степь да степь кругом…» и множество других. Даже только одно это стихотворение дает нам представление о Пушкине как о поэте истинно русском, национальном.
Впечатления от Кавказа нашли, в частности, отражение в стихотворениях поэта «Обвал», «Кавказ». Своеобразная жизнь гор, мрачные скалы — олицетворение силы и неприступности, гордые орлы — жители тесных ущелий — все поразило воображение поэта. Пушкин пишет о природе как о каком-то живом существе (тучи, которые «смиренно идут»; Терек, играющий «в свирепом веселье», и «грозно теснящие» его «немые громады»), В стихотворении «Обвал» Пушкин использует только мужскую рифму, которая создает отрывистый, короткий, как бы падающий стих, как нельзя лучше передающий грохот сорвавшейся с гор лавины льда и снега. Впечатление ревущего потока, несущегося в узкой теснине между скал, достигается приемами аллитерации и ассонанса, частым повторением согласного «р» и гласных «а» и «о».
В лирике Пушкина можно выделить стихотворения, в которых пейзаж способствует обличению крепостного права. Так, поэт приглашает своего «румяного критика» вместе посмотреть на русскую деревню: «избушек ряд убогий», а затем дает описание обычной жизни этой деревушки («Румяный критик мой…»). Угрюмая, безотрадная картина нищенского, бесправного существования невольно воспринимается как крик отчаяния, мольба о помощи, грозное обвинение всем богатым, сытым и безразличным. Именно этого и добивался Пушкин, подчиняя художественные средства идее протеста против крепостничества. Намеренно употребляемые прозаизмы: низкий забор, «два бедных деревца», мужик с гробиком своего ребенка, устало раздраженный тем, что много времени уходит на панихиду, — служат для воссоздания картины глубокой бедности, полного бесправия крестьян. Тон повествования, печальный, унылый, иногда даже скорбный, резко отличается от гимна любви к жизни в таких стихотворениях, как «Зимнее утро», «Осень».
Глубоким философским смыслом наполнено стихотворение «…Вновь я посетил…». Его первые строки посвящены воспоминаниям, размышлениям о вечном круговороте жизни, о постоянстве перемен, происходящих в окружающем мире. После долгого отсутствия Пушкин снова приехал в Михайловское, где он провел «изгнанником два года незаметных». Он вспоминает умершую няню, опять видит домик, где жил тогда, холм, на котором сидел, озеро, глядя на которое он с грустью вспоминал «иные берега, иные волны». Грустная интонация вызывается также контрастом между прекрасной природой и убогой жизнью людей. Контраст достигается с помощью эпитетов и глаголов: «златые нивы», «зеленые пажити», озеро, «синея, стелется широко», и рыбак, что «тянет за собой убогий невод», деревни «рассеяны», мельница «скривилась». Но вот поэт обращает внимание на три сосны:
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко…
Теперь рядом с ними за десять прошедших лет разрослась молодая сосновая роща. Мысленный взор поэта обращается к «племени младому, незнакомому», которое перерастет «знакомцев» Пушкина и заслонит их «старую главу». Конечно же, не только зеленую поросль вокруг старых корней имеет в виду Пушкин. Смысл этого обращения значительно глубже. «Младая роща» становится символом будущих поколений. Слова поэта обращены к потомкам, которые достигнут большего, чем сумели свершить друзья-современники Пушкина, декабристы. Им поэт завещает благородные стремления, им передает высокие идеалы, им суждено осуществить мечты о «вольности святой», пронесенные через всю жизнь первым поэтом России. Гармоническое сочетание действительности и красоты природы — одно из величайших достижений поэзии Пушкина. Точное наблюдение сделал Добролюбов: «…картины русской природы и жизни… рассыпаны повсюду в его стихотворениях и выполнены с удивительным художественным совершенством».
Пояснения к сочинению
Красота природы, ее величие, необозримость развивают у человека идейно-нравственные, патриотические и гражданские убеждения, чувство гордости, любви к родной земле, эстетические понятия, художественный вкус, обогащают ощущения, его эмоциональное восприятие, представления, мышление и язык. Природа делает каждого благороднее, лучше, чище, мягче, милосерднее. Художественная литература воспитывает в человеке чувства бережного отношения к растительному и животному миру. Таким подходом проникнуты «Листопад» и «Антоновские яблоки» И. А. Бунина, «Хорошее отношение к лошадям» В. В. Маяковского, «Собаке Качалова» С. А. Есенина, «Русский лес» Л. М. Леонова, «Белый пароход» Ч. Айтматова, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Л. Васильева, «Царь-рыба» В. П. Астафьева и другие произведения.