Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама» была написана в 1833 году. Она относится к позднему творчеству писателя, в эпоху оппозиции с царем и аристократией. Повесть небольшая по объему — всего семь глав. Но в тоже время ее захватывающее содержание представляет собой причудливую смесь реальности и мистики. Одной из проблем, обозначенных в произведении, является влияние судьбы на личность и характер человека. В первой главе перед читателем раскрывается картина карточной игры. Среди наблюдавших за игроками был немец Герман. Сам он не играл, ибо, по его же словам боялся поддаться слепому азарту.
Германа можно охарактеризовать как расчетливого человека с холодным сердцем. Но судьба расставила и для него ловушку. Среди играющих был Томский, который рассказал о своей бабушке. Графиня Анна Федотовна вела светский образ жизни, часто бывала в Париже и «однажды при дворе она проиграла герцогу Орлеанскому что-то очень много». Обратившись за помощью к известному Сен-Жермену, выдававшему себя за «изобретателя жизненного эликсира и философского камня», она узнала тайну трех карт, непременно выигрывающих, если поставить на них подряд. В эту случайно рассказанную историю из собравшихся никто не поверил, кроме Германа. С этого момента легенда заняла все его воображение. Вообще, в повести много, казалось бы, «случайных» событий. Так, в одной из глав мы находим описание следующего момента: «Рассуждая таким образом очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры… — Чей это дом? — спросил он у углового будочника. — Графини ***, — отвечал будочник. Герман затрепетал. Удивительный анекдот представился его воображению.
Он стал ходить около дома, думая об его хозяйке и о чудной его способности». Такой поворот судьбы в корне изменил мировоззрение Германа. Он был полностью поглощен мыслями о богатстве, деньгах, которые могла принести ему карточная тайна графини. Он противится своей судьбе. Отныне у Германа одна жизненная цель: во что бы то ни стало узнать тайну трех карт. Сначала он решает стать любовником старухи, но узнав о ее воспитаннице Лизе, Герман переключается на нее. Главный герой пишет Лизе любовные письма и обманом проникает в дом к графине. Там, напугав старуху до смерти, Герман все же не раскрывает секрет. Осмелившись прийти на отпевание, ему кажется, что старуха насмешливо глядит на него и подмигивает. Ночью Гермам не может долго заснуть.
Ему является призрак графини. «Я пришла к тебе против своей воли,, -сказала она твердым голосом: — но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду, — но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил, и чтоб во всю жизнь уже после не играл. И женись на Лизавете, я прощаю тебе мою смерть…». Далее судьба представляет Герману шанс обогатиться. Он попадает в компанию известного игрока Чекалинского. Поставив в первый день на тройку огромную сумму, Герман выигрывает. Придя на другой день, герой ставит на семерку и вновь становится победителем. Но в третий раз вместо ожидаемого туза в руку Германа попадает пиковая дама, которая прищуривается и усмехается над ним. Изображение на карте поражает воображение своим сходством со старой графиней. Итак, пиковая дама — это не карта. Это сама судьба, ее месть за нарушение нравственного закона. Герман сам становится картой судьбы в более крупной игре, и его «карта бита». В финале произведения описывается пребывание главного героя в психиатрической больнице, где он «не отвечает ни на какие вопросы, и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семерка, туз» Тройка, семерка, дама!…»