Политическое мировоззрение А.С. Пушкина сложилось уже в юношеский период. Отечественная война 1812 года во многом способствовала зарождению в юношестве чувств ГРАЖДАНИНА. Возникает высокое понятие Отечества, за свободу которого лучшие люди отдавали свои жизни.
А потом в его жизни был Царскосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувство гражданской чести, служения Отечеству и народу. В Лицее из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Оттуда вынес он свой ясный взгляд на мир и людей, понимание того, что любой человек, независимо от социального происхождения, должен быть свободным.
Главный порок, который увидел молодой поэт, — это ничем не ограниченная власть монарха, самодержавие.
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу, —
восклицает молодой, горячий поэт в оде с символическим названием «Вольность». В этом произведении можно видеть идеи просветителей XVIII века. Самодержавие должно быть ограничено законом, тогда не будет произвола власть имущих, «барства дикого», «покорствующих бичам» рабов. Поэтому так торжественно звучит главная мысль произведения:
Владыки! Вам венец и трон
Дает Закон, — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
Рабство противоестественно. Оно тянет назад, мешает жить, развиваться обществу. Рабство — это позор! Человек рожден свободным, и никто не имеет права посягать на его духовную независимость.
Россия — великая страна, и народ ее должен быть свободен и велик. Но о каком величии можно говорить, когда «младые сыновья» растут для того, чтобы пополнить «дворовые толпы измученных рабов», чтобы до гроба влачить «тягостный ярем». Именно об этом идет речь в стихотворении «Деревня»:
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам,
Неумолимого Владельца.
Кто же он, «неумолимый Владелец», «присвоивший насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца»? Монарх, ставший выше закона, выше духовной правды. Личность для власти не имеет значения. Деспотизм и тирания губят все, и поэт предупреждает:
Свободный Рим возрос,
А рабством погублен.
Пушкин никогда не выступал против «короны», он всегда считал, что страной должен править просвещенный, мудрый монарх. Именно такой монарх должен отменить рабство, и тогда сам народ будет его защитником, хранителем трона и империи:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
На этих идеях воспитывались будущие декабристы, многие из которых были близкими друзьями Пушкина, его товарищами по Лицею. Поэтому идеи декабристов были близки и Пушкину. Недаром после Восстания на Сенатской площади при обыске у многих из них были найдены рукописные копии вольнолюбивых стихов прославленного поэта.
Многие стихи поэта этого периода воспринимались современниками как призыв к действию, как лозунг. Например, хрестоматийное стихотворение, посвященное другу Пушкина Чаадаеву:
Товарищ, верь, взойдет она,
Звезда пленительного счастья.
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
После восстания 1825 года поэт не отрекся от своих принципов. Его взгляды становятся более жесткими и критичными. В 1827 году он написал стихотворение «Орион», которое явилось аллегорическим рассказом о событиях на Сенатской площади и которым он ясно дал понять, что принципы его не изменились:
Я гимны прежние пою,
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Образцом политической лирики Пушкина явилось и стихотворение «Анчар». Это стихотворение — аллегория. Образ анчара — древа яда — Пушкин использовал для обличения политики Николая I:
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет — лишь вихрь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.
Вольнолюбивая лирика Пушкина олицетворяет мечты лучших людей того времени о свободной, просвещённой, вольной России. Мечты, выпестованные ещё юными лицеистами, ставшими впоследствии декабристами, верившими, что
«…взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна»!